Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 22MS0007-01-2019-000695-28 по делу по иску КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых инвалидов" к Коптееву Андрею Леонидовичу о взыскании сумм, по встречному иску Коптеева Андрея Леонидовича к КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых инвалидов" о взыскании сумм, по кассационной жалобе Коптеева А.Л. на решение мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Барнаула от 26 апреля 2019 г., на апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула от 19 августа 2019 г.
установил:
КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" обратился с иском к Коптееву Андрею Леонидовичу о взыскании задолженности по договору предоставления социальных услуг, просит взыскать с Коптеева А.Л. задолженность за предоставление социальных услуг за период с 1 ноября 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 12151 рублей 84 копейки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Коптеев А.Л. обратился со встречным исковым заявлением к КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании суммы переплаты по договору социального обслуживания в размере 18085 рублей 66 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Барнаула от 26 апреля 2019 г. постановлено:
Исковые требования КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Коптееву Андрею Леонидовичу о взыскании суммы, удовлетворить.
Взыскать с Коптеева Андрея Леонидовича в пользу КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" задолженность по договору о предоставлении социальных услуг за период с 1 ноября 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 12151 рублей 84 копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 486 рублей 07 копеек.
Встречное исковое заявление Коптеева Андрея Леонидовича к КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании суммы, оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула от 19 августа 2019 г. постановлено:
решение мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Барнаула от 26 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Коптеева А.Л. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Коптеев А.Л. указанные судебные акты просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что ежемесячная денежная выплата не может учитываться при подсчете среднедушевого дохода, используемого для определения платы за социальное обслуживание в стационарной форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Судом первой и апелляционной инстанций было установлено, и это подтверждается материалами дела, что индивидуальной программой предоставления социальных услуг от 27 марта 2017 г. предусмотрена необходимость оказания Коптееву А.Л. социальных услуг в стационарной форме.
На основании указанной индивидуальной программы, а также заявления Коптеева А.Л. о предоставлении ему социальных услуг от 22 марта 2017 г. между КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и Коптеевым А.Л. 29 марта 2017 г. заключен Договор о предоставлении социальных услуг N, стоимость которых составляет не более 75% среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с порядком определения среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации.
Поскольку Коптеев А.Л. оплачивал услуги по договору от 29 марта 2017 г. не в полном размере, образовалась задолженность за период с 1 ноября 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 12151 рублей 84 копеек.
Суд первой инстанции, отказывая Коптееву А.Л. в удовлетворении встречного иска, исходил из того, что ежемесячная денежная выплата, получаемая заявителем в денежном выражении, подлежит включению в расчет при определении среднедушевого дохода, из которого исчисляется размер платы за социальные услуги. В этой связи суд пришел к выводу о том, что действия истца по первоначальному иску по включению ежемесячной денежной выплаты в среднедушевой доход истца для расчета платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме требованиям закона соответствуют, прав истца не нарушают. Также суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требований КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании с Коптеева А.Л. задолженности за предоставление социальных услуг.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда не имеется.
Как указано выше, в силу части 4 статьи 32, части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с Порядком определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом. "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Статьей 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статье.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Проанализировав вышеприведенные положения закона, а также условия заключенного между сторонами договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, правовую природу ежемесячной денежной выплаты, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления платы за предоставление социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при расчете которого учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме.
Поскольку ежемесячная денежная выплата отнесена к таким доходам в силу прямого указания закона, суд правомерно указал, что оснований для ее исключения из расчета среднедушевого дохода, на что указывает кассатор, не имеется.
Вопреки доводам жалобы принцип равенства инвалидов, монетизировавших льготы, и получающих льготы в натуральной форме, не нарушен, поскольку гражданин самостоятельно определяет форму получения социальных услуг, указанных в статье 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в натуральном или денежном выражении. Гражданин имеет право выбора получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты в полном объеме в денежном выражении (ст. 6.3 вышеназванного Закона).
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 26.04.2016 N 902-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартьянова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указал, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" разрешено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.
Минтруда России N 12-3/10/В-5678, Минфина России в письмах N 12-05-06/8/47283 от 11.08.2016 и N 12-3/10/П-2598 от 06.05.2015 даны разъяснения о включении в среднедушевой доход получателя социальных услуг пенсий, иных выплат, установленных законодательными актами России, включая ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
Решение мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Барнаула от 26 апреля 2019 г, апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула от 19 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коптеева А.Л. оставить без удовлетворения.
Судья С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.