Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Катанаевой А.С, при секретаре Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело (N 23OS0000-01-2019-001005-74) по административному исковому заявлению Сайбатдалова Руслана Камильевича о признании недействующими пункта 52246 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, пункта 52356 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, по апелляционной жалобе представителя административного истца Сайбатдалова Руслана Камильевича - Даллари Эмиля Валериевича на решение Краснодарского краевого суда от 6 ноября 2019 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит отмене в части, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - перечень на 2017 г.).
Согласно пункту 52246 перечня объектов недвижимого имущества помещение, площадью 124, 7 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Также указанное помещение под пунктом 52356 включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008 (далее - перечень на 2018 г.).
Сайбатдалов Р.К, являющийся собственником данного помещения, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Сайбатдалова Р.К. - Даллари Э.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Указывает, что на момент включения помещения в перечни обследование помещения с целью включения его в оспариваемые нормативные правовые акты - не проводилось. В настоящее время помещение используется как спортивный зал.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения прокурора, участвующего в административном деле.
Административный истец, его представитель, представители административного ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованного лица - администрации Краснодарского края, будучи извещенными судом апелляционной инстанции о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
Судом апелляционной инстанции в судебном разбирательстве объявлялся перерыв с 18 февраля 2020 г. до 10 часов 00 минут 21 февраля 2020 г. с размещением сведений об объявленном перерыве на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на данные доводы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего обоснованными исковые требования в части оспаривания перечня на 2017 г, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении признаваемых объектом налогообложения нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, подлежавшей применению на момент принятия административным ответчиком приказа от 26 декабря 2017 года N 3008 соответствующим объектом налогообложения признаются нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела, принадлежащее истцу помещение с кадастровым номером "данные изъяты" находится в цокольном этаже многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования "для размещения объектов многоэтажной многоквартирной жилой застройки" (т. 1 л.д. 36-37).
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что помещение истца включено в перечни на 2017 - 2018 г.г. на основании сведений государственного кадастра недвижимости о назначении и наименовании помещения, представленных департаменту имущественных отношений Краснодарского края филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" письмом от 29 апреля 2016 г.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю названным письмом в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края направлены сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, согласно которым, помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение N 3 (магазин)" (т. 1 л.д. 74-75).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции также исходил из того, что по данным технического паспорта нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", составленного по состоянию на 20 февраля 2008 г, помещение имеет наименование "нежилое помещение N 3 магазин". Суд первой инстанции указал, что согласно экспликации, в его состав входят помещения с наименованиями: "торговый зал", "санузел", "склад".
Принимая во внимание положения пунктов 14, 38, 110-112 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст, раскрывающие понятия торгового объекта, торговой площади торгового предприятия, торгового помещения предприятия розничной торговли, торгового зала предприятия розничной торговли, магазина, суд первой инстанции пришел к выводу о назначении и об использовании спорного помещения на момент включения в оспариваемые перечни под размещение торгового объекта.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в той части, в которой данная норма в действующей редакции применена при формировании перечня на 2017 г, поскольку, как указывалось выше, такой критерий отнесения помещения к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости, как наименование, а также источник получения соответствующих сведений - сведения Единого государственного реестра недвижимости (до 1 января 2017 г. - государственный кадастр недвижимости), введены Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2017 г. Следовательно, в рассматриваемом случае наименование помещения, приведенное в сведениях государственного кадастра недвижимости, данных технического паспорта, на которые сослался суд первой инстанции, подлежит учету только при оценке как обоснованного решения департамента имущественных отношений Краснодарского края о включении спорного помещения в перечень на 2018 г.
Запись "итого по пом. 3-магазин" напротив графы, отражающей сведения об общей площади помещения, содержащаяся в экспликации в составе копии технического паспорта на здание, в котором расположено помещение истца, составленного по состоянию на 20 февраля 2008 г. (т.1 л.д. 76-79), использованного департаментом имущественных отношений при формировании перечня на 2017 г, не может с достоверностью подтверждать позицию административного ответчика о том, что по имевшимся у него данным технического учета спорный объект недвижимости имеет назначение "магазин". Сведений о назначении спорного жилого помещения копия технического паспорта, использованная административным ответчиком при формировании перечня на 2017 г, не содержит.
Обращает на себя внимание, что в экспликации, содержащейся в копии технического паспорта, представленной истцом, составленного по состоянию на указанную выше дату, но уже непосредственно на помещение истца, при отражении сведений об общей площади помещения (графа "формула подсчета помещений") не содержится записи "магазин" (т. 1 л.д. 16-22). При этом, запись "нежилое помещение N 3 Магазин" внесена в строку "наименование" титульного листа технического паспорта.
При этом, каких-либо сведений о назначении помещения ни копия технического паспорта, представленная административным ответчиком, ни копия технического паспорта, представленная административным истцом, не содержат.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До утверждения на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела, мероприятия по обследованию спорного помещения на предмет его фактического использования с соблюдением процедуры, установленной в Краснодарском крае на период формирования перечня на 2017 г, осуществлены не были.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень объектов недвижимого имущества на 2017 г, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), помещение с кадастровым номером "данные изъяты" не могло быть включено в перечень на 2017 г.
С учетом изложенного, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, решение Краснодарского краевого суда от 6 ноября 2019 г. в части отказа в удовлетворении административного искового требования о признании недействующим пункта 52246 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении заявленного административного искового требования и признании оспариваемой нормы недействующей.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма подлежит признанию недействующей, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2017 году и признание оспариваемой нормы недействующей с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемое положение недействующим со дня его принятия.
Обжалуемое решение Краснодарского краевого суда в части отказа в удовлетворении административного искового требования о признании недействующим пункта 52356 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на неверном истолковании норм материального права, в связи с чем, служить поводом для отмены решения суда не могут. Фактическое использование спорного помещения после включения его в перечень на 2018 г, правового значения в данном случае не имеет.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 ноября 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении административного искового требования о признании недействующим пункта 52246 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Принять в отмененной части новое решение, которым административное исковое требование Сабайтдалова Руслана Камильевича удовлетворить.
Пункт 52246 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, признать недействующим со дня принятия указанного приказа.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 6 ноября 2019 г. оставить без изменения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.