Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Сиротиной Е.С. и Брянцевой Н.В.
с участием прокурора Екимцова М.Н, при секретаре судебного заседания Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 23OS0000-01-2019-001266-67 по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Александра" на решение Краснодарского краевого суда от 21 октября 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Александра" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Александра" Зафирова С.В, административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д, заключение прокурора Екимцова М.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - перечень).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включены:
- под пунктом N 75041 нежилое помещение, площадью 517, 3 кв. м, с кадастровым номером N, находящееся по адресу: "адрес"
- под пунктом N 75042 нежилое помещение, площадью 165, 3 кв. м, с кадастровым номером N, находящееся по адресу: "адрес" нежилые помещения подвального и 1-го этажей по плану 1, - под пунктом N 75063 нежилое помещение, площадью 134, 7 кв. м, с кадастровым номером N, находящееся по адресу: "адрес"
- под пунктом N 74850 нежилое помещение, площадью 1 232, 4 кв. м, с кадастровым номером N находящееся по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Александра" (далее - ООО "Александра"), являющееся собственником данных нежилых помещений, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечня недействующими, обосновывая требования тем, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение помещений в перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права юридического лица, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Штомпель А.Н. поддержал административный иск в полном объеме.
Прокурор Шаповалова О.Ю. и представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Камынина И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 октября 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований ООО "Александра".
В апелляционной жалобе ООО "Александра" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечень спорных объектов.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Александра" Зафиров С.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурором Екимцовым М.Н. в судебном заседании апелляционной инстанции заявлено о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи с обоснованностью исковых требований ООО "Александра".
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца ООО "Александра" Зафирова С.В, административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д, заключение прокурора Екимцова М.Н, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы судьи первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового являются ошибочными.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения помещений в оспариваемый перечень, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, вида фактического использования и назначения помещений.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с данными выводами суда первой инстанции не соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество организаций, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога на имущество организаций.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 поименованного выше регионального закона, если спорное помещение, находится в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 этой статьи.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием сведений о назначении объектов недвижимости, из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, помещения включены в перечень, исходя из их фактического использования в целях делового и коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов их площади используется для размещения офисов, торговых объектов, что следует из актов обследования помещений с кадастровыми номерами 23:47:0306074:483, 23:47:0306074:906, 23:47:0301029:146 от 22 мая 2017 года и представленной муниципальным образованием г. Новороссийск информации об использовании помещения с кадастровым номером 23:47:0307007:759.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что установление вида фактического использования помещений с целью их включения в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год проведено с соблюдением соответствующей процедуры.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 (далее - порядок), установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен департаментом имущественных отношений Краснодарского края до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется департаментом имущественных отношений Краснодарского края в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации). Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставленных по запросу департамента имущественных отношений Краснодарского края федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования.
Судом установлено, что мероприятия по обследованию помещений с кадастровыми номерами 23:47:0306074:483, 23:47:0306074:906, 23:47:0301029:146 на предмет их фактического использования проведены главным специалистом подведомственного департаменту имущественных отношений Краснодарского края государственного учреждения Краснодарского края, наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов в целях определения вида их фактического использования - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" 22 мая 2017 года.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:47:0306074:483 от 22 мая 2017 года из общей площади 517, 3 кв. м объекта недвижимого имущества 278, 3 кв. м занимают магазины "Белорусский трикотаж", "Сувенирная лавка", "Школьник", "КС мега" (торговые залы с местами для выкладки и демонстрации товаров, кассовое оборудование), что составляет 54% от общей площади объекта; 30 кв. м занимает пирожковая "Красная шапочка" (оснащенная оборудованием для приготовления пирожков, столами для приема пищи, витринами, кассовым аппаратом), что составляет 6% от общей площади объекта; 209 кв. м занимает склад (стеллажи с коробками), что составляет 40% от общей площади объекта.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:47:0301029:146 от 22 мая 2017 года следует, что из общей площади 1 232, 4 кв. м объекта недвижимого имущества 252, 2 кв. м занимают помещения, оснащенные офисной мебелью, оргтехникой, средствами связи (ООО "Капитал Крюинг", ООО "Александра"), что составляет 20% от общей площади объекта; 60 кв. м занимает столовая "Красная шапочка" (оснащенная оборудованием для приготовления пищи, столами для приема пищи, кассовым аппаратом), что составляет 5% от общей площади объекта; 920, 2 кв. м занимают складские помещения (полки для хранения, холодильники, паллеты), что составляет 75% от общей площади объекта.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:47:0306074:906 от 22 мая 2017 года данный объект, общей площадью 165, 3 кв. м представляет собой помещения, оснащенные офисной мебелью, оргтехникой, средствами связи (ООО "Капитал Крюинг"), что составляет 100% площади объекта.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 января 2018 года N 78 определен вид фактического использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 23:47:0306074:483 - "для размещения торговых объектов и объектов общественного питания", 23:47:0301029:146 - "для размещения офисов и объектов общественного питания", 23:47:0306074:906 - "для размещения офисов".
Судебная коллегия, оценив критически вышеуказанные акты обследования, исходит из того, что помещения подлежали включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год в связи с установлением вида их фактического использования только в том случае, если такое обследование имело место до 1 сентября 2018 года.
На момент включения указанных помещений в Перечень их фактическое использование не устанавливалось, несмотря на то, что сведения Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета не позволяли отнести данные помещения к категориям объектов недвижимости, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия также находит ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в перечень помещения с кадастровым номером 23:47:0307007:759.
22 мая 2017 года департаментом имущественных отношений Краснодарского края получены сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости информации о наименовании, разрешенном использовании и назначении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:47:0306074:483, 23:47:0306074:906, 23:47:0301029:146, 23:47:0307007:759.
7 июля 2017 года департаментом имущественных отношений Краснодарского края органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края направлен запрос о предоставлении сведений об использовании объектов недвижимого имущества.
Муниципальным образованием г. Новороссийск департаменту имущественных отношений Краснодарского края представлена информация от 7 августа 2018 года об использовании объекта недвижимости с кадастровым номером 23:47:0307007:759, из которой следует, что в самостоятельном, отдельно стоящем объекте - здании, общей площадью 134, 7 кв. м, находится торговый объект - продовольственный магазин "Ассорти", занимающий площадь 47 кв. м, что составляет 34, 89 %.
В нарушение требований приведенного выше порядка определения вида фактического использования объектов, при неправильном указании наименования объекта, вывод в представленной информации об использовании более 20 процентов площади здания под торговый объект, основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели, а исключительно исходя из визуального осмотра объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах акты обследования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N от 22 мая 2017 года и представленная муниципальным образованием г. Новороссийск информация от 7 августа 2018 года об использовании объекта недвижимости с кадастровым номером N не могут служить достоверными доказательствами обоснованности включения помещений в оспариваемый перечень объектов недвижимости на 2019 год.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения объектов в перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Нахождение спорных объектов в границах двух земельных участков, один из которых с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "Эксплуатация 2-3-х этажного нежилого здания со встроенными помещениями, в том числе магазин, склад, кафе-бар" не предрешает включение помещений в оспариваемый перечень.
Вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации имеет значение для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых или торговых центров.
При отсутствии сведений о признании здания административно-деловым или торговым центром оснований для отнесения помещений в данном здании к предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации категориям не имеется.
Кроме того, принятые судом первой инстанции в качестве доказательств акты обследования помещений от 25 и 27 сентября 2019 года не являются относимыми, допустимыми доказательствами по настоящему делу.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты перечня не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат признанию не действующими со дня принятия приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 303, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 октября 2019 года отменить, принять новое решение, которым административный иск Общества с ограниченной ответственностью "Александра" удовлетворить.
Пункты 75041, 75063, 74850, 75042 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, признать не действующими со дня принятия указанного приказа.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.