Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Шадриной Е.В, при секретаре - помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-239/2019 по апелляционным жалобам Совета муниципального образования городского округа "Ухта" и администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 ноября 2019 года, которым административный иск Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании не действующим в части Генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 4 сентября 2013 N 226, удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 4 сентября 2013 года N 226 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", опубликованным в информационном бюллетене Совета и администрации муниципального образования городского округа "Ухта" в издании "Город" 13 сентября 2013 года, утверждён генеральный план муниципального образования городского округа "Ухта".
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с административным иском, просило признать не действующим Генеральный план муниципального образования городского округа "Ухта" в части включения в границы населенного пункта поселка сельского типа Весёлый Кут лесных участков лесного фонда, расположенных: в квартале 213 - выделы 3 (площадь 3017 кв.м), 4 (624 кв.м), 6 (8107 кв.м), 7 (38678 кв.м), 12 (8125 кв.м) Сюзьюнского участкового лесничества; в квартале 115 - выделы 24 (площадь 1553 кв.м), 26 (4165 кв.м), 27 (5914 кв.м), 28 (8840 кв.м), 71 (19145 кв.м), 72 (124103 кв.м), 74 (46130 кв.м) Тобысьского участкового лесничества ГУ РК "Ухтинское лесничество".
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с нарушением действующего законодательства изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
Решением Верховного суда Республики Коми от 15 ноября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено; признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования городского округа "Ухта", утвержденный решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 4 сентября 2013 года N 226 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", в части включения в границы населенного пункта городского округа "Ухта" - поселка сельского типа Весёлый Кут лесных участков лесного фонда, расположенных: в квартале 213 - выделы 3 (площадь 3017 кв.м), 4 (624 кв.м), 6 (8107 кв.м), 7 (38678 кв.м), 12 (8125 кв.м) Сюзьюнского участкового лесничества; в квартале 115 - выделы 24 (площадь 1553 кв.м), 26 (4165 кв.м), 27 (5914 кв.м), 28 (8840 кв.м), 71 (19145 кв.м), 72 (124103 кв.м), 74 (46130 кв.м) Тобысьского участкового лесничества ГУ РК "Ухтинское лесничество".
В апелляционных жалобах Совет муниципального образования городского округа "Ухта" и администрация муниципального образования городского округа "Ухта" просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 4 сентября 2013 года N 226 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта" принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Генеральный план отображает границы населённых пунктов, расположенных в границах городского округа "Ухта", в том числе границы посёлка сельского типа Весёлый Кут.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Судом установлено, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения границ городского округа "Ухта" и материалов лесоустройства Ухтинского лесничества, выявлено частичное наложение границ населенного пункта - посёлка сельского типа Весёлый Кут и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в квартале 213 - выделы 3 (площадь 3017 кв.м), 4 (624 кв.м), 6 (8107 кв.м), 7 (38678 кв.м), 12 (8125 кв.м) Сюзьюнского участкового лесничества; в квартале 115 - выделы 24 (площадь 1553 кв.м), 26 (4165 кв.м), 27 (5914 кв.м), 28 (8840 кв.м), 71 (19145 кв.м), 72 (124103 кв.м), 74 (46130 кв.м) Тобысьского участкового лесничества ГУ РК "Ухтинское лесничество", входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 11:20:0000000:18, площадью 1270418, 2 га, расположенного по адресу: Республика Коми, г.Ухта, МО ГО "Город Ухта" в границах кадастрового квартала, находящегося в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем если проектом генерального плана городского округа предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69.
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
В данном случае проект Генерального плана и документы по его обоснованию были размещены в федеральной системе территориального планирования, о чем уведомлено Министерство регионального развития Российской Федерации 19 сентября 2012 года.
Письмом от 16 ноября 2012 года Рослесхоз сообщил Министерству регионального развития Российской Федерации о том, что не согласовывает проект генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", поскольку, в частности, в представленном проекте отсутствует информация по землям лесного фонда муниципального образования, не отображен баланс земель, границы земель по категориям.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается подателями апелляционных жалоб, откорректированные материалы генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования не размещались.
Рослесхоз 30 августа 2013 года направил в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации письмо об отказе в согласовании проекта генерального муниципального образования городского округа "Ухта".
На основании поступивших заключений о несогласии с проектом Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлено сводное заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", которое 20 сентября 2013 года было направлено в адрес руководителя администрации муниципального образования городского округа "Ухта".
Данные обстоятельства подтверждают правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии согласования проекта Генерального плана со стороны Рослесхоза, уполномоченного на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Генерального плана муниципального образования городского округа "Ухта", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 4 сентября 2013 года N 226, не действующим в оспариваемой части.
Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие в письмах Рослесхоза от 16 ноября 2012 года и от 30 августа 2013 года конкретных замечаний относительно проектируемых границ поселка сельского типа Весёлый Кут не могут свидетельствовать о соблюдении порядка принятия генерального плана. Указанные письма содержали замечания как частного (в отношении границ конкретных поселений), так и общего (в отношении всего проекта генерального плана) характера, свидетельствующие о несогласии органа с представленным проектом нормативного акта в целом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии актуальных сведений относительно границ спорных лесных участков, опровергаются материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение границ земель населенного пункта на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в частности реестрами, фрагментом графического наложения, выполненными Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект", материалами лесоустройства (копии планшетов), таксационными описаниями, картографическими материалами.
Указанным доказательствам по данному административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб правильность выводов суда по существу рассмотренного административного дела не опровергают, аналогичны позиции подателей жалоб в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в судебном акте, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Решение Верховного Суда Республики Коми от 15 ноября 2019 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 15 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета муниципального образования городского округа "Ухта" и администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.