Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, с участием прокурора Власовой О.Н, при секретаре-помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-144 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Мурманскавтотранс" о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 г. N 380, по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Мурманского областного суда от 10 декабря 2019 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя публичного акционерного общества "Мурманскавтотранс" Матюшова К.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 г. N 380 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - Перечень).
Пунктом 690 Перечня объект недвижимости с кадастровым N, представляющий собой нежилое административное здание, отнесён к объектам недвижимости, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Мурманскавтотранс", являясь собственником данного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 690 Перечня недействующим, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 1.1 закона Мурманской области от 26 ноября 2003 г. N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций" и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований административный истец указал, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимостью. Оспариваемое положение нарушает его права, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Мурманского областного суда от 10 декабря 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, пункт 690 Перечня признан недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Мурманской области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы ПАО "Мурманскавтотранс" и участвующим в деле прокурором поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий министерство имущественных отношений Мурманской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций на территории Мурманской области урегулирован законом от 26 ноября 2003 г. N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций", которым установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок), утверждён постановлением правительства Мурманской области от 2 июня 2016 г. N 266 "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В соответствии с пунктом 2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения включают в себя в том числе проведение обследования при имеющихся разночтениях в сведениях об объекте недвижимости, не позволяющих однозначно определить объект недвижимости как подлежащий включению в Перечень.
Как установлено судом, основным видом деятельности ПАО "Мурманскавтотранс" является "регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении".
Административное здание с кадастровым N имеет назначение: нежилое.
Из договора аренды земельного участка с кадастровым N от 2 августа 2001 г, видно, что разрешённое использование земельного участка, на котором расположено административное здание, имеет вид разрешённого использования: под здания и сооружения автотранспортного предприятия.
Перед принятием решения об отнесении данного административного здания к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, обследование в целях определения фактического его использования не проводилось.
В ходе судебного разбирательства по поручению суда такое обследование проведено.
Согласно акту комиссионного обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 12 ноября 2019 г. в здании расположены служебно-бытовые помещения и помещения для административно-управленческого аппарата Североморское АТП ПАО "Мурманскавтотранс" и ПАО "Мурманскавтотранс", офисов сторонних организаций в здании не имеется.
С учётом установленных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт Перечня не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и принял правильное решение об удовлетворении административного иска.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мурманского областного суда от 10 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.