Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Пластинина И.В, при секретаре - помощнике судьи Михайловой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Плюснина А.В. и администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" на решение Архангельского областного суда от 10 декабря 2019 года по административному делу N3а-883/2019 по административному исковому заявлению Плюснина А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Плюснин А.В. обратился в Архангельский областной суд с административным иском к администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" (далее - администрация МО "Котласский муниципальный район") о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300000 рублей, ссылаясь на то, что администрация МО "Алексеевское" длительное время не исполняет возложенную на неё решением Котласского городского суда Архангельской области от 9 октября 2017 года обязанность предоставить ему за счет средств субсидий из бюджета Архангельской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Определением судьи Архангельского областного суда от 18 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены финансовое Управление администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" (далее - финансовое Управление администрации МО "Котласский муниципальный район"), министерство финансов Архангельской области.
Решением Архангельского областного суда от 10 декабря 2019 года в пользу Плюснина А.В. с финансового Управления администрации МО "Котласский муниципальный район" за счет средств местного бюджета и с Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 15000 рублей с каждого ответчика.
В апелляционной жалобе Плюснин А.В. просит решение суда изменить, полагая взысканную судом сумму заниженной.
Администрация МО ""Котласский муниципальный район"" просит отменить указанное решение в части взыскания с финансового Управления администрации МО "Котласский муниципальный район" компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, полагая его незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что решением Котласского городского суда Архангельской области от 9 октября 2017 года по гражданскому делу N2-2474/2017 на МО "Котласский муниципальный район" в лице администрации МО "Алексеевское" возложена обязанность предоставить Плюснину А.В. помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования "Приводинское", в виде жилого дома или квартиры, по нормам предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования "Приводинское" (16 кв.м), соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования "Приводинское", за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Названное решение вступило в законную силу 17 ноября 2017 года.
Исполнительное производство по делу не возбуждалось в связи с не направлением взыскателем исполнительного листа в службу судебных приставов.
Установив, что решение суда не исполнено, при этом со дня его вступления в законную силу прошло более двух лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Порядок и срок подачи заявления о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок закреплены в Федеральном законе от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и главе 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Часть 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе, по совершению в пользу взыскателей определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (часть 1 статьи 30) при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 упомянутого закона.
Таким образом, выдачей исполнительного листа и предъявлением его к исполнению в службу судебных приставов обеспечивается принудительное исполнение судебных актов, связанных, в том числе, с обязанием соответствующих государственных (муниципальных) органов и должностных лиц совершить определенные действия.
В статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1); если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом (часть 2).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными Постановлении Пленума от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (пункт 19); при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55).
Как следует из приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации относительно их применения, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться заинтересованное лицо в том случае, когда было возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера и судебный акт не исполнен в установленный законом срок.
Из материалов гражданского дела N 2-2474/2017 Котласского городского суда Архангельской области усматривается, что 20 ноября 2017 года исполнительный лист серии "данные изъяты" был направлен судом в адрес Плюснина А.В. для предъявления в отдел судебных приставов по месту нахождения должника.
Из имеющихся в материалах административного дела ответов отдела судебных приставов по г.Котлассу и Котласскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30 сентября 2019 года N 29034/19/808251 и от 29 ноября 2019 года N 29034/19/913780 следует, что исполнительный лист по гражданскому делу N 2-2474/2017, взыскателем по которому выступает Плюснин А.В, должником - администрация МО "Котласский муниципальный район", на исполнение в службу судебных приставов не предъявлялся.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 254 Кодекса админстративного судопроизводства Российской Фдерации судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что административное исковое заявление подано с нарушением порядка и сроков, установленных статьями 250 и 251 настоящего Кодекса.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" указано, что заявление о компенсации считается поданным с нарушением порядка и сроков и подлежит возвращению, если оно подано ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (статья 3 Закона о компенсации, статья 250 КАС РФ, статья 222.1 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В силу пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для принятия административного искового заявления к производству и разрешения его по существу, в связи с чем принятое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а административное исковое заявление - оставлению без рассмотрения.
В силу части 3 статьи 197, части 4 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставление без рассмотрения заявления о компенсации не является препятствием для повторного обращения в суд с таким заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Архангельского областного суда от 10 декабря 2019 года отменить.
Административное исковое заявление Плюснина А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.