Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Лопатина Е.В. на вступившие в законную силу постановление начальника управления Росгвардии от 14 июня 2019 года, решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 25 июля 2019 года и решение судьи суда Еврейской автономной области от 18 сентября 2019 года в отношении Лопатина Евгения Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением начальника управления Росгвардии от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 25 июля 2019 года и решением судьи суда Еврейской автономной области от 18 сентября 2019 года, должностное лицо - заместитель начальника команды ВО по охране НПС N 30 ООО "Транснефть-Охрана" Лопатин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Лопатин Е.В. просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с положениями части 6 статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
По делу установлено, что Лопатин Е.В, являясь должностным лицом, ответственным за учет, хранение, прием и выдачу служебного оружия и патронов в команде НПС N 30 отряда "Белогорский" филиала ООО "Транснефть-охрана" Дальневосточного межрегионального управления вневедомственной охраны, 8 мая и 9 мая 2019 года, находясь в районе 10 км на юго-восток от города Облучье Еврейской автономной области, выдал служебное стрелковое оружие охраннику Собченко В.В, не прошедшему периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях связанных с применением оружия.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Лопатиным Е.В. части 6 статьи 12 Закона об оружии, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 13 июня 2019 года (л.д. 8), приказом о назначении лиц, ответственных за служебное оружие от 24 апреля 2019 года (л.д.10), должностной инструкцией (л.д.13), актом о результатах проведения периодической проверки от 23 апреля 2018 года (л.д.41), протоколом заседания комиссии от 23 апреля 2018 года (л.д.44) и другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление и нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Лопатина Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Действия Лопатина Е.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 12 Закона об оружии, статьей 16 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" приказом МВД России от 29 июня 2012 года N 647 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (действовало на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лопатина Е.В. к административной ответственности) (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, создаются комиссии по периодическим проверкам.
Согласно пункту 8.2 Положения срок для проведения комиссиями плановых периодических проверок в отношении работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку для частных охранников и других категорий работников составляет один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты прохождения последней периодической проверки.
В соответствии с актом о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами от 23 апреля 2018 года и протоколом заседания комиссии ФСВНГ России по Еврейской автономной области о результатах проведения периодической проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств от 23 апреля 2018 года, Собченко В.В. по результатам периодической проверки признан пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
В соответствии с указанным пунктом 8.2 Положения Собченко В.В. должен был пройти очередную периодическую проверку на пригодность применять огнестрельное оружие и специальные средства не позднее 23 апреля 2019 года.
Материалами дела установлено и не оспаривается, что обязательной периодической проверки охранник вневедомственной охраны ООО "Транснефть" Собченко В.В. к указанной дате не прошел. Вместе с тем был допущен к исполнению своих служебных обязанностей, связанных с возможным применением оружия 8 и 9 мая 2019 года, получив оружие в нарушение установленного частью 6 статьи 12 Закона об оружии запрета.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в команде по охране НПС N 30 отряда "Белогорский" Дальневосточного межрегионального управления вневедомственной охраны ООО "Транснефть-Охрана" были нарушены правила хранения оружия. Ответственным лицом за выдачу, получение, хранение, учет и использование оружия, патронов и специальных средств в команде является Лопатин Е.В, замещающий должность заместителя начальника команды.
Допущенные Лопатиным Е.В. нарушения образуют объективную сторону предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ правонарушения, вина должностного лица установлена полно и сомнений не вызывает.
Доводы жалобы об отсутствии вины Лопатина Е.В. в совершении вмененного в вину правонарушения со ссылкой на то, что периодическую проверку охранник Собченко В.В. не прошел, так как ни ООО "Транснефть-Охрана", ни его работники не получали предусмотренное пунктом 24 Положения приглашение от образовательного учреждения и стрелкового объекта, на базе которых должна была быть проведена проверка, были предметом оценки судей обеих инстанций и обоснованно отвергнуты по приведенным в судебных актах мотивам. При этом судьями сделан обоснованный вывод о том, что обязанность по соблюдению законодательства, регулирующего оборот оружия, как технического средства, конструктивно предназначенного для поражения живой или иной цели, способного причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создающим повышенную опасность для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, лежит на лицах, использующих оружие. Следовательно, нарушая установленные правила и нормы, именно эти лица должны нести и предусмотренную законом ответственность.
Исполняя установленные Законом об оружии требования об обязательном прохождении работниками юридических лиц с особыми уставными задачами периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, именно названные юридические лица должны следить за прохождением работниками такой проверки, а в случае несоответствия установленным требованиям исключить выдачу им оружия.
Поскольку в нарушение установленных правил хранения оружия, исключающих допуск к оружию посторонних лиц, Лопатин Е.В. допустил к владению оружием лицо, не имеющего на это право, то в действиях должностного лица, ответственного за соблюдение порядка выдачи, получения, хранения, учета, использования оружия обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
При назначении наказания должностным лицом фактически применены положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначено менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судья районного суда и судья областного суда, проверили дело в соответствии с требованиями статей 30.6 и 30.9 КоАП РФ, вынесли законные и обоснованные решение.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление начальника управления Росгвардии от 14 июня 2019 года, решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 25 июля 2019 года и решение судьи суда Еврейской автономной области от 18 сентября 2019 года в отношении Лопатина Евгения Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Лопатина Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.