Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска, поданную 23 октября 2019 года, на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 18 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил обязать администрацию города Хабаровска в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу по пер.Мельничному в городе Хабаровск (Красная Речка).
В обоснование своих требований указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой в мае 2019 года по результатам анализа состояния законности в сфере соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах, состоящих на балансе ОАО "РЖД", установлен факт отсутствия технического паспорта на автомобильную дорогу по пер.Мельничному в городе Хабаровске (Красная речка), пересекающую железнодорожные пути необщего пользования "Военторг". Указанная автомобильная дорога в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения не включена, является автомобильной дорогой общего пользования и расположена в границах городского округа "Город Хабаровск". Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог администрацией города Хабаровска.
Дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 18 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года, требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены и на администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу по пер. Мельничному город Хабаровск (Красная Речка).
В кассационной жалобе, поданной администрацией города Хабаровска в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд города Хабаровска 23 октября 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неверное определение фактических обстоятельств дела. Так, требования удовлетворены в отношении ненадлежащего лица, поскольку полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части проектирования, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Хабаровск", обеспечение безопасности дорожного движения находятся в исключительном ведении управления дорог и внешнего благоустройства, а полномочия по инвентаризации и паспортизации объектов недвижимости отнесены к исключительному ведению департамента муниципальной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства, что указанный объект обладает признаками автомобильной дороги, отсутствуют доказательства, что это дорога общего пользования местного значения. Кроме этого, согласно плану-графику технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог местного значения городского округа "Город Хабаровск" на 2020-2024 годы, утвержденному мэром города Хабаровска, паспортизация пер. Мельничного планируется на 2023 год. Срок совершения действий в отношении объекта недвижимости, установленный судами является не корректным для изготовления технической документации.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 года, кассационная жалоба администрации города Хабаровска на вступившие в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора, в соответствии с частью 3 статьей 33.1 ГПК РФ, передана на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думой N509 от 13 июля 2004 года, к вопросам местного значения города Хабаровска относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР 5 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Как следует из материалов дела, в мае 2019 года Хабаровской транспортной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере соблюдения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожных переездах, состоящих на балансе ОАО "РЖД", установлен факт отсутствия технического паспорта на автомобильную дорогу по пер.Мельничному в городе Хабаровске (Красная Речка), пересекающей железнодорожные пути необщего пользования "Военторг".
Из ответа департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска от 30 мая 2019 года за N 06-08/6003 следует, что участок дороги в границах железнодорожного переезда - пер. Мельничный (Военторг) не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 9 февраля 2011 года N 401, в связи с чем, инвентаризация и регистрация права муниципальной собственности на данную дорогу не проводились.
Согласно акту весеннего комиссионного осмотра переездов на Шестой Хабаровской дистанции пути, составленного 5 июня 2019 года, в частности при участии помощника Хабаровского транспортного прокурора, представителей администрации города Хабаровска, на переезде Мельничном необходимо осуществить следующие действия: обустроить твердое покрытие, произвести ямочный ремонт вблизи границ переезда, очистить желоба, вырубить треугольные видимости, установить знак 1.1 и обеспечить его видимость.
Как следует из карточки (формы ПУ-66) N 25 на железнодорожный переезд - пер. Мельничный (Военторг), переезд пересекает автомобильная дорога протяженностью 26 км, категория 5, значение - местная, количество автомобилей в сутки - 2510.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что автомобильная дорога по пер. Мельничному в городе Хабаровске относится к собственности городского округа "Город Хабаровск" в силу прямого указания закона, администрация города Хабаровска должного контроля по несению бремени содержания указанной дороги не осуществляет, технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, отсутствует.
Вопреки доводам кассационной жалобы, автомобильная дорога по пер. Мельничному в городе Хабаровске является дорогой общего пользования местного значения, администрация города Хабаровска является надлежащим административным ответчиком по делу.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 18 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.