Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Старовойт Р.К.
судей Виноградовой О.Н, Кравченко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Анастасии Евгеньевны к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о возложении обязанности по включению в списки участников федеральной целевой программы "Жилище" с датой постановки на учет 18 февраля 2015 года
по кассационной жалобе Воробьевой Анастасии Евгеньевны
на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Торкаева Я.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьева А.Е. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о возложении обязанности по включению в списки участников федеральной целевой программы "Жилище" с датой постановки на учет 18 февраля 2015 года, указав, что она и члены ее семьи, общим составом 4 человека, включены в списки участников указанной подпрограммы с 18 февраля 2015 года (табельный N 99904361). В апреле 2019 года она обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с просьбой сообщить сроки обеспечения ее государственным жилищным сертификатом в связи с отселением из закрытого военного городка. Из ответа от мая 2019 года истец узнала, что она и члены ее семьи исключены из списков участников указанной программы. Законных оснований для ее исключения из списков участников программы не имеется. Просила суд возложить на ответчика обязанность включить ее и членов ее семьи (4 человека) в списки граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, с датой постановки на учет 18 февраля 2015 года и направить соответствующие сведения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России.
В суде первой инстанции представитель ответчика иск не признал, пояснив, что истица вселена в жилое помещение на территории закрытого военного городка до 01.03.2005, стаж ее работы в организации Минобороны России на 01.03.2005 составил 3 года 5 месяцев, следовательно, она не входит в категорию лиц, которые не могли быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения по ст. 108 ЖК РСФСР, не могла быть признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы. 18.02.2015 в программу включена необоснованно.
Воробьева А.Е. в судебном заседании участие не принимала.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2019 года в удовлетворении требований Воробьевой Анастасии Евгеньевны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Воробьевой А.Е. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Воробьева А.Е. просит отменить решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2019 года и апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года, полагая, что судом неправильно истолкованы и применены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, приказ Министра обороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Считает, что поскольку распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р пос. Сибирцево Приморского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, на момент включения она с семьей проживала в указанном городке, она имеет право на получение ГЖС. А вывод суда о том, что ее право обусловлено наличием у государства обязательств по обеспечению жильем после увольнения с военной службы ошибочен.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в суде кассационной инстанции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Воробьева А.Е, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явилась. Учитывая надлежащее извещение судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав пояснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что на основании служебного ордера N 249 от 06.05.2004 Сибирцевской КЭЧ Министерства обороны РФ Воробьевой А.Е. на состав семьи из 4 человек, в том числе муж ФИО6, сын ФИО7, дочь ФИО8 предоставлена 2-х комнатная квартира общей площадью 47, 73 кв.м, жилой площадью 27, 3 кв.м. в закрытом военном городке по адресу: "адрес" "адрес".
06 мая 2004 года между Сибирцевской КЭЧ и Воробьевой А.Е. заключен жилищный договор N б/н, из содержания которого следует, что КЭЧ предоставляет квартиросъемщику и членам ее семьи ФИО6, ФИО7, ФИО8 в пользование служебное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат по адресу: "адрес", а квартиросъемщик обязуется освободить служебное помещение без предоставления другого жилья МО РФ после прекращения отношений с Вооруженными Силами.
Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении имеют постоянную регистрацию: с ДД.ММ.ГГГГ наниматель Воробьева А.Е, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения (муж), с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения (сын), с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения (дочь).
Из записи в трудовой книжке Воробьевой А.Е. - с 2001 г. по 2012 г. Следует, что она осуществляла трудовую деятельность в качестве кухонного работника в столовой N 1 ДГУП военной торговли N 055, подсобного рабочего на топливном складе N 4 Сибирцевской КЭЧ, повара-универсала в столовой N 10/4-2 ООО МТЦ, откуда уволена 27 апреля 2012 года по собственному желанию.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ "Об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ РФ" N 752-р от 01.06.2000, военный городок, расположенный в "адрес" является закрытым, что также следует из справки военной комендатуры пгт. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
13 февраля 201года Воробьева А.Е. обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 по категории: Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, составом семьи 4 человека, включая супруга Воробьева Н.Н, сына Тараненко Е.А, дочь Воробьеву Ю.Н.
Ответом ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 10.04.2015 Воробьевой А.Е. уведомлена о том, что по состоянию на 31.03.2015 она включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, с датой постановки на учет 18.02.2015, составом семьи 4 человека, избранное место жительства - Приморский край. В данном реестре истцу присвоен табельный N 99904361.
Ответом ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 23.08.2017 Воробьева А.Е. уведомлена о том, что необоснованно включена в состав участников подпрограммы. По состоянию на 17 февраля 2017 года она исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником подпрограммы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, Указом Президента РФ от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", установив то, что на территории закрытого военного городка "адрес" истец проживает с 16.09.1999, общий стаж трудовой деятельности истца в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, на 01.03.2005 составлял 3 года 5 месяцев, то есть менее 10 лет, пришел к выводу, что факт проживания на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающим ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления выплаты на приобретение жилья.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, полагая, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.
С данными выводами соглашается судебная коллегия кассационной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют в частности граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
При этом в силу пункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.
В закрытый военный городок Воробьева А.Е. была вселена до введения в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ Жилищного кодекса РФ.
На основании статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, к правоотношениям по вселению в жилое помещение, возникшим до 1 марта 2005 года, применяются положения Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 108 ЖК РСФСР предусмотрены категории граждан, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат
обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Вместе с тем, на момент признания Воробьевой А.Е. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и включения ее в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, она ни к одной из указанных категорий граждан не относилась.
Как верно отметил суд первой инстанции, одним из условий возникновения права на получение государственного жилищного сертификата у гражданина, вселенного в служебное жилое помещение на территории закрытого военного городка до введения в действие Жилищного кодекса РФ, является обязательный общий 10-летний стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, дающий право на обеспечение постоянным жильем, на дату введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Однако трудовой стаж Воробьевой А.Е. в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ на 1 марта 2005 года составил 3 года 5 месяцев.
Таким образом, Воробьева А.Е. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года трудовой стаж Воробьевой А.Е. в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ составил менее 10 лет, и она не относилась к категории лиц, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, которые не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с учреждением, организацией. Реализация процедуры переселения граждан из закрытого военного городка не осуществлялась, а само по себе проживание Воробьевой А.Е. в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания истца и членов ее семьи участниками подпрограммы.
Следовательно, у государства в лице Министерства обороны РФ не возникло обязанности по обеспечению истца другим жилым помещением, Воробьева А.Е. была необоснованно включена в состав участников подпрограммы по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а действия ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ по исключению ее из реестра подлежащих переселению из военных городков граждан являются законными.
Доводы кассационной жалобы Воробьевой А.Е. основаны на ошибочном толковании норм закона, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьевой Анастасии Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.