20 марта 2020 года |
город Владивосток |
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Соловьевой О.В, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК РФ без судебного заседания кассационную жалобу Пенсионного фонда Российской Федерации на определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2019 года об оставлении без движения апелляционной жалобы Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 мая 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО3 к акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании и возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности внести в единый реестр застрахованных лиц сведения о переводе пенсионных накоплений, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о возложении обязанности вернуть результат инвестирования средств пенсионных накоплений, УСТАНОВИЛ:
решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 мая 2019 года частично удовлетворены исковые требования Игнаточкиной О.А. к ОА "НПФ "БУДУЩЕЕ" о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании и возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений, к ГУ - ОПФ РФ по Сахалинской области о возложении обязанности внести в единый реестр застрахованных лиц сведения о переводе пенсионных накоплений, к ГУ - ОПФ РФ о возложении обязанности вернуть результат инвестирования средств пенсионных накоплений.
На указанное решение Пенсионным фондом Российской Федерации подана апелляционная жалоба, которая определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 июля 2019 года, оставлена без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, а также надлежащим образом оформленной доверенности.
24 июля 2019 года во исполнение определения судьи Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлена надлежаще заверенная копия доверенности представителя, а также подана частная жалоба на определение судьи в части оставления апелляционной жалобы без движения по основаниям неуплаты государственной пошлины.
Оставляя без движения апелляционную жалобу Пенсионного фонда Российской Федерации, судья первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации не подпадает под перечень государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожденных от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, обязан оплатить государственную пошлину в размере, установленном пунктом 9 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2019 года определение судьи от 10 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд Российской Федерации просит отменить определение судьи от 10 июля 2019 года и апелляционное определение от 22 октября 2019 года.
В установленный срок возражения на кассационную жалобу не поступили.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации входят в состав государственной казны Российской Федерации, которая отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации N 1709 от 27 сентября 2000 года "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.
В силу статьи 3.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, возникшие между сторонами правоотношения по переводу пенсионных накоплений Игнаточкиной О.А. регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Предметом регулирования названного Федерального закона являются отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной пенсии (статья 1 указанного Федерального закона). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свои права и исполняет обязанности, установленные федеральным законом, исключительно в интересах застрахованных лиц (пункт 1 статьи 10 Федерального закона).
Таким образом, участие Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном процессе обусловлено осуществлением функций органа управления средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2019 года подлежат отмене, как незаконные.
Руководствуясь статьей 379.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2019 года отменить.
Дело направить в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы.
Судья О.В.Соловьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.