Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица Сташевского А.Ф. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии 7 мая 2019 года, решение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 1 октября 2019 года и решение судьи Смоленского областного суда от 27 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества (далее - ОАО, общество) "Смоленские дороги", УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии 7 мая 2019 года, оставленным без изменения решениями судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 1 октября 2019 года и судьи Смоленского областного суда от 27 ноября 2019 года, ОАО "Смоленские дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор общества Сташевский А.Ф. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 1 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - акционерным обществом "Спецавтохозяйство" в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники отходов обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Критерии категоризации объектов по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет, принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Смоленские дороги" осуществляет деятельность по адресу: "адрес". Основным видом деятельности является торговля оптовая строительными материалами и изделиями.
В соответствии с пунктом "г" части 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому надзору" ОАО "Смоленские дороги" относится к объекту регионального экологического надзора.
ОАО "Смоленские дороги" имеет свидетельство о постановке на государственный учет объекта ("адрес" оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N N от 17.04.2017. Согласно свидетельству ОАО "Смоленские дороги" относится к III категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30000 00 00 0) включены, в том числе:
7 33100 01 72 4 - "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)";
7 31200 01 72 4 - "Мусор и смет уличный".
Данные виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, образуются у юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.
ОАО "Смоленские дороги" не имеет договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО "Смоленские дороги" протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по названной норме Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что общество не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку деятельность не осуществляется ввиду отсутствия объектов. Оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, являлись предметом оценки судов и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных решениях.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 данной статьи, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Судами установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии 7 мая 2019 года, решение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 1 октября 2019 года и решение судьи Смоленского областного суда от 27 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Смоленские дороги" оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Сташевского А.Ф. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.