Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя УМВД России по Тверской области Кретовой Л.И. на решение Московского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 августа 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Тверской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности устранить нарушения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-775/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения прокурора Русакова И.В, представителей административного ответчика УМВД России по Тверской области, заинтересованного лица МВД РФ Кретовой Л.И. и Артюхина С.С, представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области Мельничук А.А, представителя заинтересованного лица Главного управления региональной безопасности Тверской области Кливер Н.П, судебная коллегия
установила:
Прокурор Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, строительных норм и правил в Центре временного содержания иностранных граждан.
Требования мотивировал тем, что по результатам проверки, проведенной совместно с ОНД и ПР по г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области, на предмет соответствия здания спецучреждения УФМС России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Б. Перемерки, д. 40 (в настоящее время - Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области), требованиям федерального законодательства выявлены многочисленные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, несоблюдение требований к условиям безопасности содержания иностранных граждан, нарушения их прав на охрану жизни и здоровья, для чего необходимо проведение как текущего, так и капитального ремонта.
Ненадлежащим состоянием данного объекта недвижимости нарушаются права неопределенного круга лиц, т.к. постоянное количество содержащихся иностранных граждан и лиц без гражданства в спецучреждении установить невозможно в связи с процессом выдворения, депортации и реадмиссии.
С 31 мая 2016 года по 23 мая 2019 года УФМС России по Тверской области, а в последующем - его правомпреемник УМВД России по Тверской области бездействуют в части устранения нарушений требований закона, в связи с чем прокурор просил обязать УМВД России по Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенном по вышеуказанному адресу, произвести следующие действия:
- в коридоре 1-го этажа оборудовать аварийное освещение;
- для здания обеспечить запас воды для целей наружного пожаротушения; выполнить пожарный резервуар;
- устранить дефекты внутренних перегородок;
- стены помещений для временного содержания иностранных граждан заменить на кирпичные или бетонные перегородки с креплением их к стенам и перекрытиям. В административных помещениях усилить перегородки из ячеистых блоков с креплением к стенам и перекрытиям или осуществить их демонтаж и кладку новых перегородок согласно проектным решениям;
- выполнить утепление наружных стен утеплителем Техновентоном толщиной 140 мм (согласно проектным решениям);
- выполнить отмостку вокруг здания в полном объеме;
- смонтировать организованный отвод с территории поверхностных вод;
- выполнить внутренние проезды и тротуары;
- систему автоматической пожарной сигнализации привести в исправное состояние;
- пуск системы дымоудаления запускать от срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации;
- в помещении диспетчерского пункта и КПП развесить инструкции, определяющие действия персонала в случае возникновения пожара;
- пожарные краны системы внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать стволами;
- провести проверку системы внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу;
- в общих коридорах на противодымных дверях установить устройства для самозакрывания;
- привести вентиляцию в помещении дезинфекционной камеры в рабочее состояние;
- общую систему вентиляции подключить к системе автоматики;
- восстановить в местах разрушения цокольной части стен кирпичную кладку;
- провести ремонт внутренней отделки с вскрытием основания стен;
- провести ремонт оконных блоков.
Решением Московского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 августа 2019 года, постановлено:
Признать незаконным бездействие УМВД России по Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию иностранных граждан в соответствии с требованиями личной безопасности, охраны здоровья граждан, не выявлении и не устранении нарушений законодательства о правовом положении иностранных граждан, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, строительных норм и правил в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Б. Перемерки, д. 40.
Обязать УМВД России по Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, строительных норм и правил в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Б. Перемерки, д. 40:
1) в коридоре 1-го этажа оборудовать аварийное освещение;
2) для здания обеспечить запас воды для целей наружного пожаротушения;
3) систему автоматической пожарной сигнализации привести в исправное состояние;
4) пуск системы дымоудаления запускать от срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации;
5) в помещении диспетчерского пункта и КПП развесить инструкции, определяющие действия персонала в случае возникновения пожара;
6) пожарные краны системы внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать стволами;
7) провести проверку системы внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу;
8) в общих коридорах на противодымных дверях установить устройства для самозакрывания;
9) привести вентиляцию в помещении дезинфекционной камеры в рабочее состояние;
10) общую систему вентиляции подключить к системе автоматики;
11) восстановить в местах разрушения цокольной части стен кирпичную кладку;
12) провести ремонт внутренней отделки с вскрытием основания стен;
13) провести ремонт оконных блоков.
Обязать УМВД России по Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по организации капитального ремонта, переустройства и перепланировки помещений в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Б. Перемерки, д. 40, и благоустройства земельного участка, предназначенного для его обслуживания.
В кассационной жалобе представителя УМВД России по Тверской области Кретовой Л.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и второй инстанций установлено, что в соответствии с договором безвозмездного пользования от 3 декабря 2015 года N 1042, заключенным между Главным управлением региональной безопасности Тверской области и УФМС России по Тверской области, соглашением к нему от 31 мая 2016 года, заключенным между УФМС России по Тверской области, УМВД России по Тверской области и ГУРБ Тверской области, УМВД России по Тверской области обязано поддерживать имущество, а именно помещения, расположенные на 1 и 2 этажах здания N 40 по ул. Б. Перемерки г. Твери, в исправном состоянии, производить текущий ремонт имущества, капитальный ремонт, переустройство, перепланировку указанных помещений - только с предварительного письменного согласия ГУРБ Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.
Судами установлено несоответствие здания требованиям норм и правил пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390);
требованиям санитарно-эпидемиологических правил (Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения имигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев");
требованиям строительных норм и правил (Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", что создает угрозу жизни и здоровья персонала и граждан, временно в нем пребывающих.
Эти нарушения установлены как результатами прокурорской проверки, так и проведенной в ходе рассмотрения дела судебной строительно-технической экспертизы здания.
Установив бездействие административного ответчика по устранению нарушений, нижестоящими судами приняты обжалуемые акты.
Не соглашаясь с выводами судов, в кассационной жалобе приводятся доводы о том, что УМВД России по Тверской области неоднократно обращалось в органы исполнительной власти области с просьбой привести здание в соответствие с требованиями пожарной безопасности, однако ответы на обращения не поступали.
Вместе с тем, данное обстоятельство даже в случае его подтверждения в силу принятых на себя обязательств по соглашению от 31 мая 2016 года не освобождает административного ответчика от исполнения соответствующих обязанностей поддержания имущества в надлежащем состоянии.
Вопреки утверждениям о том, что УМВД России по Тверской области предприняло комплекс мер, направленных на их устранение, соответствующие нарушения, подробно приведенные в судебных постановлениях, все же выявлены.
При этом необходимость получения предварительного письменного согласия ГУРБ Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений на проведение капитального ремонта не исключает проведение капитального ремонта в здании при обстоятельствах, когда такая необходимость установлена в судебном порядке.
Несмотря на то, что в силу действующего законодательства на органах местного самоуправления также лежит обязанность по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения, как правильно указывается представителем административного ответчика в кассационной жалобе, такая обязанность также лежит на организациях и предприятиях и не освобождает последних от обязанности по выполнению требований пожарной безопасности. Тем самым этим предприятиям и организациям также вменяется обустройство наружного противопожарного водоснабжения.
Доводы относительно необоснованности возложения обязанности по восстановлению в местах разрушения цокольной части стен кирпичной кладки здания ввиду того, что данное разрушение является последствием нарушений, допущенных в ходе выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту здания и не связано с эксплуатацией здания Управлением, являются голословными предположениями, не подтвержденными какими-либо доказательствами.
Что касается обязанности по проведению ремонта оконных блоков, то в любом случае, независимо от сторон государственного контракта по капитальному ремонту спорного здания, инициатива по их ремонту должна исходить от административного ответчика.
Не влияют на законность обжалуемых судебных постановлений и утверждения о необоснованном установлении шестимесячного срока по обеспечению проведения ремонта.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Во исполнение приведенной нормы судом определен шестимесячный срок устранения нарушений.
При этом в соответствии с положениями статьи 189 КАС РФ у административного ответчика имеется возможность отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда.
Нарушений норм материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора, судебная коллегия не усматривает.
Выводы соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по Тверской области Кретовой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.