Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е, судей Сивохина Д.А. и Самариной Е.Г, при секретаре Середкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области и УФНС России по Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 16 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Ямашевой Т.М. об оспаривании решения налогового органа.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А, объяснения представителей Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области Потехина С.А. и УФНС России по Самарской области Баграмян Т.Б, поддержавших апелляционные жалобы, представителя Ямашевой Т.Т. - Можаровой С.В, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Ямашева Т.Т. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области, Управлению ФНС по Самарской области об оспаривании решения налогового органа, возложении обязанностей.
В обосновании иска указала, что она является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено налоговое уведомление N 53441167 Межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области, где при расчете налога на принадлежащие истцу земельные участки была применена максимальная налоговая ставка 1, 5 %, а не 0, 3 %, как предусмотрено п.п.1 п.1 ст. 394 НК РФ и решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное м. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О земельном налоге на территории сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский".
Ссылаясь на указные обстоятельства, просит суд признать незаконным требование в налоговом уведомлении от 25 июля 2019 года Межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области об уплате земельного налога в размере 1, 5 % на вышеуказанные земельные участки, а также ответ за N 08-20\15713 от 09 сентября 2019 г. Межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области с отказом применить при исчислении налога на принадлежащие истцу земельные участки п.1 ст. 394 НК РФ, обязав применить в отношении вышеназванных земельных участков льготный земельный налог в размере 0, 3 %. Признать незаконным решение Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области от 03 октября 2019 г. за N 20-15\35260 об отказе в удовлетворении жалобы истца. Обязать ответчиков произвести перерасчет земельного налога, на вышеназванные земельные участки исходя из налоговой ставки 0, 3 %.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 16 декабря 2019 года требования Ямашевой Т.М. удовлетворены частично, требование от 25 июля 2019 года N 53441167 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области об оплате земельного налога исходя из ставки 1, 5%, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащих Ямашева Т.Т. земельных участков: с кадастровым номером N, площадью N кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 27, земельный участок Ранневой В.А.; с кадастровым номером N, площадью N кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N N, земельный участок Ранневой В.А.;с кадастровым номером N, площадью 27480 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 24; с кадастровым номером N, площадью N кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 24а признано незаконно; решение Управления Федеральной налоговой службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 20-15/35260 об отказе в удовлетворении жалобы Ямашева Т.Т. на налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России N 15 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 53441167. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N по "адрес" обязана произвести перерасчет земельного налога, исходя из ставки 0, 3%, подлежащей применению кадастровой стоимости указанных выше земельных участков.
В апелляционных жалобах представители Межрайонной ИФНС России N15 по "адрес", УФНС России по "адрес" ставят вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.
Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Материалами дела установлено, что Яшмаева Т.Г. является собственником земельных участков с кадастровым номером N площадью N кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес" N 27, земельный участок Ранневой В.А.; с кадастровым номером N, площадью 15395 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 27, земельный участок ФИО9; с кадастровым номером 63:32:1603003:1298, площадью 27480 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 24; с кадастровым номером "адрес", площадью 12923 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций, расположенного по адресу: "адрес", волость Ягодинская, поле N 24а
Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области Яшмаевой Т.Г. исчислен налог и при этом применена налоговая ставка 1.5 %, не согласившись с указанным требованием, административный истец обратилась в Межрайонную ИФНС России N 15 Самаркой области с обращением о перерасчете земельного налога.
Согласно ответа Межрайонной ИФНС России N 15 Самаркой области от 09 сентября 2019 года, из которого следует, что налоговый орган полагает, что для квалификации объектов недвижимого имущества как объектов инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, и они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Факт нахождения объектов инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса на земельных участках, по мнению налогового органа, не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога, однако и само размещение их, как считает налоговый орган, не доказано. Кроме того, Ямашева Т.Т. являясь физическим лицом, не может осуществлять деятельность по оказанию услуг в области жилищно-коммунальных услуг, поэтому исчисление земельного налога по ставке 1, 5% является обоснованным.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Ямашева Т.Т. обратилась в УФНС России по Самарской области с жалобой.
Решением УФНС России по Самарской области от 03 октября 2019 г. N 20-15/35260, жалоба Ямашевой Т.Т. на налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области от 25 июля 2019 года N 53441167 оставлена без удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0, 3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производств;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговая ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ N "О земельной налоге на территории с. "адрес" муниципального района "адрес"" также предусмотрено применение налоговой ставки 0, 3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства.
Так, согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 301-КГ16-20969, от ДД.ММ.ГГГГ N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВАС-10062/10. (Письмо Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-21/5157 "О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога").
Факт того, что функционирование, принадлежащих Ямашева Т.Т. земельных участков направлено на обеспечение жизнедеятельности населенного пункта, а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда, подтверждено материалами дела, и не оспорено в ходе рассмотрения дела стороной ответчика.
Как следует из материалов дела, указанные выше земельные участки истцом приобретены по возмездной сделке в результате торгов как социально значимые объекты в силу нахождения на них жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса.
Согласно данным кадастрового учета земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций.
Из сообщения Главы сельского поселения Ягодное муниципального района "адрес" ФИО11 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автодороги и коммуникаций. Вышеуказанные земельные участки используются под автодорогу и коммуникации. На указанных земельных участках расположены следующие коммуникации - водопровод, газопровод, электричество, канализация, обеспечивающие жителей "адрес" "адрес", Хвойный, Сиреневый, Светлый, Дальний, Озерный и др, коммунальными сетями, что подтверждается также материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования административного истца суд первой инстанции, правильно исходил из того, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неправомерном применении налоговым органом налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости при исчислении налога в отношении спорных земельных участков и считает необходимым признать незаконным требование, содержащимся в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N 53441167 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по "адрес" об оплате земельного налога исходя из ставки 1, 5%, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащих Ямашева Т.Т. земельных участков, с возложением обязанности произвести перерасчёт земельного налога, исходя из ставки 0, 3%.
При этом, в силу действующего законодательства запрет на применении в целях налогообложения определенного вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от субъекта права при отсутствии прямого указания в налоговом законодательства не допускается.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм Налогового кодекса РФ, регулирующих отношения, связанные с предоставлением налогового вычета.
Оснований не согласиться с выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Доводы апелляционных жалоб не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, определила:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 16 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области, УФНС России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Ставропольский районный суд Самарской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.