Московский городской суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., при секретаре судебного заседания Киселевой А.В., с участием прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобек М.А., обвиняемого Сулейманова О.С. и его защитника - адвоката Аванесова В.Г., представившего удостоверение и ордер, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Аванесова В.Г. на постановление Басманного районного суда города Москвы от 10 февраля 2020 года, которым в отношении
Сулейманова О.С, паспортные данные, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: адрес, ранее не судимого, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца 00 суток, то есть до 09 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соколовой Т.В, выслушав объяснения обвиняемого Сулейманова О.С. и его защитника - адвоката Аванесова В.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Бобек М.А, полагавшей судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
В рамках расследования уголовного дела N 11702007706000110 в отношении Багаудинова С.Б, Шуппе Г.Н, Некрича М.Ю. по п.п. "е, ж, з" ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 159 УК РФ; в отношении Лесковского И.П, Тарасова С.В, Караматова Б.К, Куриленко Д.В, Егоровой Ю.О, Казиева К.М. по ч. 4 ст. 159 УК РФ; в отношении неустановленных лиц по ч. 4 ст. 159 УК РФ; в отношении Некрича М.Ю, Шуппе Г.Н, Багаудинова С.Б, Тарасова С.В, Караматова Б.К, Куриленко Д.В. и иных неустановленных лиц по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, а также в отношении Егоровой Ю.О, Сулейманова О.С, адвокатов Казиева К.М. и Лесковского И.П. по ч. 5 ст. 33 ч. 3 ст. 30 п.п. "а, б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, старший следователь по особо важным делам при Председателе СК РФ Нестеров Р.А, являясь руководителем следственной группы, с согласия руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел СК РФ обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении подозреваемого Сулейманова О.С. меры пресечения в виде заключения под стражу, мотивируя свою позицию тем, что последний подозревается в совершении тяжких преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, при этом, у следствия имеются основания полагать, что, находясь на свободе, Сулейманов О.С. может скрыться от следствия и суда, принять меры к сокрытию следов преступлений, совершить новые преступления, оказать давление на свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, уничтожить предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
10 февраля 2020 года Басманным районным судом города Москвы ходатайство следователя удовлетворено, в отношении подозреваемого Сулейманова О.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца 00 суток, то есть до 09 апреля 2020 года.
В апелляционной жалобе адвокат Аванесов В.Г. выражает несогласие с постановлением суда, мотивируя свою позицию тем, что основанием для избрания Сулейманову О.С. меры пресечения в виде заключения под стражу послужили голословные и не подтвержденные никакими доказательствами утверждения следователя, а также формальное указание на тяжесть преступления. Автор жалобы указывает, что выводы суда необоснованны, не соответствуют личности Сулейманова О.С, фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на нормы действующего законодательства и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N22 от 29 октября 2009 года, адвокат утверждает, что следователем никаким образом не обосновываются основания, предусмотренные ст. 97 УПК РФ, а лишь формально перечисляются. Кроме того, суд необоснованно не принял во внимание данные о личности Сулейманова О.С, который является гражданином РФ, имеет постоянное место жительства на территории РФ, ранее не судим, имеет на иждивении малолетних детей. С момента инкриминируемого Сулейманову О.С. деяния последний от следствия не скрывался, свободно передвигался на территории РФ, не покидая ее пределов, обеспечивал свою семью и вел нормальный образ жизни. В представленном следователем ходатайстве не имеется доказательств, свидетельствующих о причастности Сулейманова О.С. к инкриминируемым ему деяниям. Об отсутствии у Сулейманова О.С. намерений скрываться от следствия и об отсутствии его причастности к инкриминируемым деяниям свидетельствуют его показания в качестве подозреваемого об обстоятельствах произошедшего. У суда не было оснований для избрания в отношении Сулейманова О.С. меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку при избрании ему более мягкой меры пресечения он не только не скроется от следствия, но и будет способствовать установлению истины по делу. На сновании изложенного, адвокат просит постановление Басманного районного суда города Москвы отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции обвиняемый Сулейманов О.С. и его защитник - адвокат Аванесов В.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили требования удовлетворить по изложенным в жалобе мотивам.
Прокурор Бобек М.А. просила судебное решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, поскольку оснований для отмены постановления суда, а также для изменения Сулейманову О.С. меры пресечения не имеется.
Проверив материалы, выслушав выступления сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что в ходе расследования уголовного дела органом предварительного следствия получены сведения о причастности к преступлениям Сулейманова О.С.
Постановлением от 09 августа 2019 года Сулейманов О.С. объявлен в розыск.
09 февраля 2020 года подозреваемый Сулейманов О.С. в порядке ст. 91 УПК РФ задержан по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
12 февраля 2020 года Сулейманову О.С. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
В соответствии со ст. 97 УПК РФ суд вправе избрать меру пресечения в виде заключения под стражу при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении ходатайства следователя суд, вопреки доводам жалобы, должным образом исследовал обстоятельства, предусмотренные ст.ст. 97 и 99 УПК РФ.
При этом суд пришел к правильному выводу о том, что с учетом данных о личности обвиняемого Сулейманова О.С. в совокупности с характером, степенью общественной опасности деяний, в которых он подозревался, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, имеются основания полагать, что Сулейманов О.С, находясь на свободе, при избрании более мягкой меры пресечения, может скрыться от органов предварительного следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по делу, и в точном соответствии со ст. 108 УПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что ходатайство следователя подлежит удовлетворению.
Несмотря на утверждение стороны защиты об обратном, выводы суда являются мотивированными и основаны на материалах дела, которые были исследованы судом первой инстанции, в том числе, свидетельствующих об обоснованности подозрения в причастности Сулейманова О.С. к совершению инкриминируемых ему преступлений, при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вопросы о виновности или невиновности обвиняемого, правильности и обоснованности квалификации его действий, а также оценки представленных доказательств, не могут быть предметом судебного разбирательства при рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ.
Кроме изложенного, суд учел, что в судебное заседание было представлено отвечающее требованиям закона ходатайство об избрании Сулейманову О.С. меры пресечения в виде заключения под стражу. Ходатайство составлено уполномоченным на то должностным лицом, в рамках возбужденного уголовного дела, в установленные законом сроки.
Как следует из представленных материалов, рассмотрение судьей ходатайства следователя осуществлено в соответствии с установленной процедурой судопроизводства, с соблюдением прав, гарантированных сторонам, а в постановленном по итогам судебного заседания судебном акте отражены и надлежащим образом оценены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения поданного ходатайства, в том числе учтены такие данные о личности подозреваемого, как его возраст, семейное положение, состояние здоровья подозреваемого и его родственников, наличие у него на иждивении троих детей и отца, положительные характеристики, отсутствие судимости.
Каких-либо обстоятельств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих об отсутствии оснований для заключения Сулейманова О.С. под стражу, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов следует, что указанные следователем обстоятельства подтверждаются конкретными фактическими данными, представленными следствием в обоснование ходатайства, утверждения об отсутствии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Сулейманова О.С. суд считает несостоятельными.
Оснований для избрания в отношении Сулейманова О.С. иной, более мягкой, меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции, исходя из изложенного выше, учитывая представленные в судебное заседание суда апелляционной инстанции данные о личности и семейных обстоятельствах Сулейманова О.С, также не усматривает оснований для избрания в отношении Сулейманова О.С. иной меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества.
Надлежащего заключения, вынесенного по результатам проведения медицинского освидетельствования лица в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 года N 3, о наличии у Сулейманова О.С. тяжелых заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей, не представлено как суду первой, так и суду апелляционной инстанции.
Судебное решение принято в соответствии со ст. 108 УПК РФ, с соблюдением всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок избрания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе, принципов состязательности и равноправия сторон.
Таким образом, нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену постановления, по делу допущено не было, постановление является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 10 февраля 2020 года об избрании в отношении
Сулейманова О.С. меры пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.