Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при секретаре Овчинниковой Д.Е, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Павлова В.В.
на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 октября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Павлова В.В. к Военному комиссариату Московской области о признании незаконным отказа во включении выслуги лет, обязании рассмотрения вопроса о включении выслуги лет повторно отказать, УСТАНОВИЛА:
Павлов В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области (далее - ВК МО) о признании незаконным отказа во включении в выслугу лет периода, обязании рассмотрения вопроса о включении выслуги лет повторно, мотивируя свои требования тем, что 18 апреля 2019 года ему стало известно, что ответчик отказал в зачете в выслугу лет военной службы периода службы в таможенных органах для последующего перерасчета назначенной ранее пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в сторону увеличения по причине того, что после завершения службы в таможенных органах истец выбрал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны, приостановленную на время службы в таможенном органе, а не пенсию за выслугу лет по линии таможенных органов, не правильно истолковал при этом положения Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 и не учел Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 г. N 2261-0, вынесенное по обращению истца. Таким образом, ВК МО неправомерно отказал истцу во включении в выслугу лет военной службы периода службы в таможенном органе, неправомерно возобновил выплату пенсии за выслугу лет без учета периода службы в таможенном органе на день увольнения с таможенной службы. С учетом изложенного, истец просит признать незаконным отказ ВК МО включить в выслугу лет период его службы в таможенном органе, обязать ВК МО повторно рассмотреть вопрос о включении в выслугу лет периода службы в таможенном органе.
Истец Павлов В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Кутузов А.К. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Акишин В.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Истец Павлов В.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Кутузова А.К, представителя ответчика Нелюбину А.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Названным требованиям решение суда первой инстанции соответствует.
Судом установлено, что Павлов В.В. был уволен с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации и исключен из списков личного состава воинской части с 25.05.2009 г. На момент увольнения Павлова В.В. выслуга лет для назначения пенсии составила 29 лет 04 месяца 23 дня, с учетом данной выслуги ему была назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).
11.05.2010 г. истец поступил на службу в Таможенные органы РФ и служба продолжалась по 08.05.2017 г. При увольнении из таможенных органов выслуга лет Павлова В.В. увеличилась на 06 лет 11 месяцев и 27 дней, и составила вместе с военной службой в Вооруженных Силах Российской Федерации 36 лет 04 месяца и 20 дней.
Истцом было принято решение возобновить выплату ранее приостановленной пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, и выплата такой пенсии ему была возобновлена на первоначальных условиях и исходя из выслуги 29 лет 04 месяца 23 дня, то есть без учета периода службы в таможенных органах. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В отличие от права на получение пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) иную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) иную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или иную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и иной службе.
Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1 обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) иную (правоохранительную) службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) иной (правоохранительной) службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2004 г. N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
Как указывалось ранее, не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установилединый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.
Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1); при этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его статьи 2, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Росгвардии.
Частью первой статьи 7 Закон а РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 закрепляется за гражданами, уволенными с военной службы и имеющими одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливать одну пенсию по их выбору.
Рассматривая данное дело, с учетом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения и позиции Конституционного Суда РФ, суд правильно указал, что истцом было принято решение возобновить выплату ранее приостановленной пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и при таком условии, принимая во внимание, что он вновь не вернулся на службу в вооруженные силы, не приобрел вновь статус военнослужащего и не продолжил ее, а последним местом службы является для истца служба в таможенных органах, он имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая была назначена при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации и с учетом установленной на тот момент выслуги - 29 лет 04 месяца 23 дня, либо не лишен возможности получать пенсию по выслуге лет по линии таможенных органов с учетом всех периодов службы (как военной, так и в таможенных органах).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Суд верно указал, что согласиться с доводами истца нельзя, поскольку, как следует из содержания указанной нормы, лицам, получавшим пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации, при последующем увольнении со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения только в случае повторного определения их на военную службу. Данная норма и правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т.е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию.
Указанное толкование норм действующего законодательства, вопреки доводам истца, изложено и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 2261-0, на которое ссылается истец.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции, так как они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 октября 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.