Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика наименование организации по доверенности фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Обязать наименование организации (ИНН 7705930343) в срок до дата выполнить следующие действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: адрес:
- обеспечить на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения категории по взрывопожарной пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (произвести расчет категорирования помещений);
- довести до требуемого предела огнестойкости R45 несущие металлоконструкции (косоуры лестничных маршей) (СНиП дата* п.5.18*, п.5.19) (производственное помещение);
- не допускать эксплуатацию светильников со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (административное здание, производственные, складские строения, помещение охраны);
- организовать проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением акта (производственное строение);
- оборудовать административное, производственные, складские строения извещателями автоматической установки пожарной сигнализации;
- оборудовать административное, производственные, складские строения системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес обратился в суд с исковым заявлением к наименование организации об обязании выполнить действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, в обосновании своих требований указал, что прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в организации ответчика. В ходе данной проверки установлено, что 3 РОНПР Управления адрес ГУ МЧС России по адрес в ходе проведенной проверки дата были выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности в помещениях ответчика по адресу: адрес. В связи с выявленными нарушениями руководителю организации ответчика вручено предписание N368/1/1 от дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения дата. По истечении срока исполнения вышеуказанного предписания 3 РОНПР Управления адрес ГУ МЧС России по адрес проведена внеплановая проверка в отношении ответчика дата.
По результатам внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения: не обеспечено на дверях помещений производственных помещений производственного и складского назначения обозначения категории по взрывопожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с глава 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (не произведен расчет категорирования помещений); не доведена до требуемого предела огнестойкости R45 несущие металлоконструкции (косоуры лестничных маршей) (СНиП дата* п.5.18*, п.5.19) (производственное помещение); допущена эксплуатация светильников со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (административное здание, производственные, складские строения, помещения охраны); не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением акта (производственное строение); не оборудованы административное, производственные, складские строения извещателями автоматической установки пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. По результатам внеочередной проверки ответчику было выдано предписание с требованием устранить выявленные нарушения до дата. Однако ответчик предписание не исполняет, выявленные нарушения не устраняет. Помещения ответчика являются местами массового пребывания людей и не устранение выявленных нарушений нарушает права людей на жизнь и охрану здоровья.
Ссылаясь на изложенное, истец просил суд обязать ответчика в срок до дата устранить выявленные нарушения.
Прокурор фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, на иске настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, представила отзыв по заявленным исковым требованиям, доводы прокурора в части выявленных нарушений не оспаривала, просила суд предоставить срок для устранения выявленных нарушений 4 месяца.
Представитель третьего лица 3 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес фио в суд первой инстанции явился, полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика наименование организации по доверенности фио, ссылаясь на невозможность исполнить решение суда первой инстанции в установленные им сроки, т.к. решение суда на момент апелляционного рассмотрения еще не вступило в законную силу.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 23 от дата "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости или допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие частников процесса, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, выслушав заключение прокурора, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об изменении решения суда в части установления срока исполнения решения суда.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата "О пожарной безопасности" от дата N 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, в том числе Правила противопожарного режима в Российской Федерации пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от дата N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ПНР), государственные строительные нормы и правила в сфере пожарной безопасности, утвержденные Федеральным законом от дата N 123-ФЗ.
Согласно требований ст. 69 Федерального Закона "О пожарной безопасности", государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам государственного пожарного надзора предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдение требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Должностные лица Государственного пожарного надзора вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В соответствии со ст.37 ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей натерритории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как верно установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, 3 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес в ходе проведенной дата проверки помещений наименование организации выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, в частности Правил противопожарного режима Российской Федерации (ППР), утв. Постановлением Правительства РФ от дата N390 "О противопожарном режиме"; Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В связи с выявленными нарушениями руководителю организации вручено предписание N 368/1/1 от дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и попредотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения дата.
По истечении срока исполнения вышеуказанного предписания 3 РОНПР Управления по СВ адрес МЧС России проведена внеплановая выездная проверка в отношении наименование организации.
По результатам внеплановой проверки, проведенной дата специалистами 3 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес по указанному адресу опять же вновь выявлены следующее нарушение: не обеспечено на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения категории по взрывопожарной пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (не произведен расчет категорирования помещений) (ПНР РФ п.20); не доведены до требуемого предела огнестойкости R45 несущие металлоконструкции (косоуры лестничных маршей) (СНиП дата* п.5.18*, п.5.19) (производственное помещение) (ПНР РФ п.21); допущена эксплуатация светильников со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (административное здание, производственные, складские строения, помещение охраны) (ППР РФ п.42); не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением акта (производственное строение) (ППР РФ п.55); не оборудованы административное, производственные, складские строения извещателями автоматической установки пожарной сигнализации (НПБ 110-03 п.4); не оборудованы административное, производственные, складские строения системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (НПБ 104-03 п.4).
По результатам проверки организации вручено очередное предписание N 67/1/1 от дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения дата.
В связи с тем, что нарушения требований пожарной безопасности не были устранены наименование организации в течение длительного времени, 3 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес обратился в прокуратуру адрес с указанной информацией для принятия мер прокурорского реагирования.
В суде первой инстанции представитель ответчика не оспаривала, что данные нарушения не устранены и на момент рассмотрения настоящего дела.
В силу положений ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая, что указанные помещения наименование организации являются объектами с массовым пребыванием людей, указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные организацией, нарушают условия их безопасного пребывания и эвакуации при пожаре и создают угрозу жизни, здоровья людей, что в свою очередь нарушает гарантированные ст. 20 и 41 Конституции РФ права на жизнь и охрану здоровья, функционирование объектов с такими нарушениями пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей в помещениях наименование организации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что наименование организации следует обязать выполнить действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: адрес А.
В указанной части судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными и на находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части обязания наименование организации (ИНН 7705930343) устранить нарушения пожарной безопасности именно в срок до дата, поскольку на момент апелляционного рассмотрения решение суда не вступило в законную силу, не подлежало исполнению, тогда как установленный судом срок уже прошел.
При этом, судебная коллегия отмечает, что ответчик в апелляционной жалобе указывал, что им необходим какой-то разумный срок для устранения недостатков, примерно 4 месяца для закупки и установки оборудования по пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции следует изменить в части установления срока для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: адрес, предоставив ответчику срок в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу, для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата изменить в части установления срока для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: адрес А.
Обязать наименование организации (ИНН 7705930343) в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: адрес А.
В остальной части решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика наименование организации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.