Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Масленниковой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Лобовой Л.В., при помощнике судьи Воропаевой Е.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 октября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Вадюниной И.С. к ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области засчитать Вадюниной И.С. периоды работы с 24.07.1997г по 16.09.1999г в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N25 общеразвивающего вида в должности воспитателя, период обучения на курсах по повышению квалификации с 28.09.2006г по 30.09.2006г, с 28.10.2006г по 31.10.2006г, с 28.11.2006г по 30.11.2006г, 19.12.2006г, 23.01.2007г, 30.01.2007г, 13.02.2007г, 20.03.2007г, 27.03.2007г, 10.04.2007г, 24.04.2007г, 08.05.2007г, 22.05.2007г, 29.05.2007г, 13.02.2007г, 13.03.2015г, 27.03.2015г, 03.04.2015г, 10.04.2015г, 17.04.2015г, 24.04.2015г, 08.05.2015г, 15.05.2015г, 22.05.2015г, 29.05.2015г; нахождение в учебных отпусках с 28.11.2011г по 17.12.2011г, с 09.04.2012г по 28.04.2012г, с 01.10.2012г по 20.10.2012г, с 11.02.2013г по 02.03.2013г, с 11.11.2013г по 05.02.2013г, с 01.04.2014г по 24.04.2014г, с 10.11.2014г по 04.12.2014г, с 16.02.2015г по 12.03.2015г.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области назначить Вадюниной И.С. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01.11.2018г;
УСТАНОВИЛА:
Вадюнина И.С. обратилась с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения от 21.10.2018г N *********** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании засчитать в специальный стаж период работы с 24.07.1997г по 16.09.1999г в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N25 общеразвивающего вида в должности воспитателя, периоды обучения на курсах по повышению квалификации с 28.09.2006г по 30.09.2006г, с 28.10.2006г по 31.10.2006г, с 28.11.2006г по 30.11.2006г, 19.12.2006г, 23.01.2007г, 30.01.2007г, 13.02.2007г, 20.03.2007г, 27.03.2007г, 10.04.2007г, 24.04.2007г, 08.05.2007г, 22.05.2007г, 29.05.2007г, 13.02.2007г, 13.03.2015г, 27.03.2015г, 03.04.2015г, 10.04.2015г, 17.04.2015г, 24.04.2015г, 08.05.2015г, 15.05.2015г, 22.05.2015г, 29.05.2015г; периоды нахождения в учебных отпусках с 28.11.2011г по 17.12.2011г, с 09.04.2012г по 28.04.2012г, с 01.10.2012г по 20.10.2012г, с 11.02.2013г по 02.03.2013г, с 11.11.2013г по 05.02.2013г, с 01.04.2014г по 24.04.2014г, с 10.11.2014г по 04.12.2014г, с 16.02.2015г по 12.03.2015г, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с 01.11.2018г, мотивируя обращение тем, что в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей, с полной занятостью, оснований для отказа в назначении пенсии у ответчика не имелось.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец и представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель истца Лунева Г.А. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991
года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 13 названных Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вадюнина И.С. 23.07.2018 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области N********** от 21.10.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Вадюниной И.С. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку такой стаж составил на дату обращения 21 год 8 месяцев 18 дней.
При этом в подсчет специального стажа не включены:
- период работы с 24.07.1997 по 16.09.1999 в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N25 общеразвивающего вида в должности воспитателя, поскольку наименование учреждения за указанный период не соответствует Спискам от 06.09.1991, от 22.10.1999, 29.10.2002;
- период обучения на курсах по повышению квалификации с 28.09.2006г по 30.09.2006г, с 28.10.2006г по 31.10.2006г, с 28.11.2006г по 30.11.2006г, 19.12.2006г, 23.01.2007г, 30.01.2007г, 13.02.2007г, 20.03.2007г, 27.03.2007г, 10.04.2007г, 24.04.2007г, 08.05.2007г, 22.05.2007г, 29.05.2007г, 13.02.2007г, 13.03.2015г, 27.03.2015г, 03.04.2015г, 10.04.2015г, 17.04.2015г, 24.04.2015г, 08.05.2015г, 15.05.2015г, 22.05.2015г, 29.05.2015г;
- нахождение в учебных отпусках с 28.11.2011г по 17.12.2011г, с 09.04.2012г по 28.04.2012г, с 01.10.2012г по 20.10.2012г, с 11.02.2013г по 02.03.2013г, с 11.11.2013г по 05.02.2013г, с 01.04.2014г по 24.04.2014г, с 10.11.2014г по 04.12.2014г, с 16.02.2015г по 12.03.2015г.
Как следует из трудовой книжки истца, Вадюнина И.С. в спорный период с 24.07.1997 по 16.09.1999 осуществляла трудовую деятельность в должности воспитателя в ясли-сад N33.
В процессе трудовой деятельности в названной должности истец фактически выполняла обязанности воспитателя, то есть ее работа была непосредственно связана с п едагогической деятельностью в образовательном учреждении для детей.
При этом обстоятельства выполнения истцом работы по должности воспитателя с 1996 по 2011 г.г. также подтверждаются архивной справкой Администрации Рузского городского округа Московской области от 25.12.2018 N******.
Разрешая спор в части требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 24.07.1997 по 16.09.1999 в должности воспитателя, на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждении для детей, указанном в разделе "Наименование учреждений", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, в предусмотренной указанным Списком должности с выполнением нормы рабочего времени.
Суд также пришел к верному выводу о включении в специальный страховой стаж периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации с 28.09.2006г по 30.09.2006г, с 28.10.2006г по 31.10.2006г, с 28.11.2006г по 30.11.2006г, 19.12.2006г, 23.01.2007г, 30.01.2007г, 13.02.2007г, 20.03.2007г, 27.03.2007г, 10.04.2007г, 24.04.2007г, 08.05.2007г, 22.05.2007г, 29.05.2007г, 13.02.2007г, 13.03.2015г, 27.03.2015г, 03.04.2015г, 10.04.2015г, 17.04.2015г, 24.04.2015г, 08.05.2015г, 15.05.2015г, 22.05.2015г, 29.05.2015г, и нахождения в учебных отпусках с 28.11.2011г по 17.12.2011г, с 09.04.2012г по 28.04.2012г, с 01.10.2012г по 20.10.2012г, с 11.02.2013г по 02.03.2013г, с 11.11.2013г по 05.02.2013г, с 01.04.2014г по 24.04.2014г, с 10.11.2014г по 04.12.2014г, с 16.02.2015г по 12.03.2015г, поскольку прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности педагогических работников, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для отказа во включении в стаж указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Поскольку при включении в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указанных выше периодов, с учетом продолжительности периодов, включенных ответчиком в специальный стаж истца (21 год 08 месяцев 18 дней), а также с учетом, того, что на момент рассмотрения дела Вадюнина И.С. продолжала работать в должности воспитателя в МАДОУ "Детский сад N25", у истца образуется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости (не менее 25 лет), суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения у истца данного права - с 01.11.2018г.
Обжалуя решение суда в части включения спорных периодов работы истца и нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпускам в специальный стаж, в апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что и в решении комиссии об отказе в назначении пенсии, а также в возражениях на исковое заявление.
Данные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца в учреждении для детей, в котором она осуществляла педагогическую деятельность, и не опровергают выводы суда о праве истца на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж и назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 октября 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.