Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истцов фио, фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения в части расчета размера жилищной субсидии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истцы фио и фио обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения в части расчета жилищной субсидии, в котором просили признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N33-6-171798/19-(0)-1 в части указания в решении на наличие у истцов и членов семьи истцов жилого помещения площадью 32, 8 кв.м, принадлежащего фио; обязать ответчика внести изменения в решение Департамента городского имущества адрес от дата N33-6-171798/19-(0)-1, исключив из него указание на принадлежащую истцам и членам их семьи на праве собственности и праве самостоятельного пользования жилой площади 32, 8 кв.м, принадлежащей фио; произвести перерасчет положенного истцам норматива общей площади для ориентировочного расчета жилищной субсидии.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на то, что фио проживает в адрес с дата, зарегистрирована в комнате жилой площадью 16, 4 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: адрес, где на одного человека приходится 8, 8 кв.м. общей площади. адрес у истца не имеется. С дата фио вместе с сыном фио состоят на учете по улучшению жилищных условий на общих основаниях.
дата фио обратилась с заявлением в Департамент городского имущества адрес по вопросу участия в государственной программе адрес "Жилище" с целью улучшения жилищных условий путем получения социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений (субсидии).
дата истец обратилась с заявлением в Департамент городского имущества адрес о предоставлении субсидии, сведений об очереди на субсидию и просила сообщить о том, когда будет принято решение о выделении субсидии.
дата Департамент городского имущества адрес уведомил истцов о том, что поскольку в их собственности или самостоятельном пользовании имеются жилые помещения площадью 13, 7 кв.м. и 32, 8 кв.м, в связи с чем размер субсидии будет рассчитываться исходя из суммарного размера этих площадей.
Ответчиком в уведомлении приводится расчет субсидии в следующем порядке: 50 кв.м. (для семьи из двух граждан) - 46, 5кв.м. (путем сложения площади 13, 7 кв.м. и площади 32, 8 кв.м.) х 70% х сумма = сумма Также в уведомлении указывается о необходимости в срок до дата предоставить согласие или отказ на получение субсидии в указанном размере.
Полагая произведенный Департаментом городского имущества адрес вышеуказанный расчет неверным, нарушающим права истцов, фио и фио обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Истец фио действующая в своих интересах и интересах истца фио в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят истцы фио, фио и просят постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Истец фио, действующая в своих интересах и интересах истца фио, в заседание судебной коллегии явилась, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, действующую в своих интересах и интересах истца фио, представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 5 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договора социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда адрес, а также снятие жителей адрес с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Законом адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии со ст. 20 Закона N29 жителям адрес, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда адрес, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения жилищного фонда адрес предоставляются исходя из нормы площади для семьи определенного состава и численности. При этом норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В силу п. 5 ст. 21 Закона N 29 при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у граждан, состоящих на жилищном учете, и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Жилые помещения предоставляются жителям адрес, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона N 29 размер субсидии определяется исходя из следующих размеров площади жилого помещения:
1) 18 квадратных метров на одного гражданина;
2) 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении гражданина или единственного гражданина, состоящего на учете, проживающего в составе семьи в жилом помещении;
3) 50 квадратных метров на двух граждан;
4) 70 квадратных метров на трех граждан;
5) 85 квадратных метров на четырех граждан;
6) по 18 квадратных метров на пятерых и более граждан.
При расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения, в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями за период, установленный статье 10 Закона.
Согласно ст. 1 Закона N29 к членам семьи заявителя относятся: супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Согласно п. 6 ст. 31 Закона N29 при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона.
Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти адрес, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека (18 кв. м).
Для определения уровня обеспеченности граждан площадью жилого помещения суммируется площадь всех жилых помещений, в отношении которых заявитель и члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио с семьей из трех человек (она, сын фио, бывший муж фио) зарегистрированы по адресу: адрес, где занимают комнату жилой площадью 16, 4 кв.м, общей площадью занимаемого помещения 27, 4 кв. м. в трёхкомнатной коммунальной квартире.
Собственниками занимаемой комнаты является фио и фиоИ (совместная собственность без определения долей).
Семья фио из 2-х человек (она, сын фио) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата.
По результатам проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона N29 проверки, в адрес семьи фио направлено уведомление от дата N 33-6-171798/19-(0)-1 с предложением субсидии в размере сумма для приобретения или строительства жилых помещений, однако согласие на предложенный вариант улучшения жилищных условий не поступило.
Муж фио ? фио один зарегистрирован по месту жительства в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 50, 8 кв. м по адресу: адрес. Квартира по указанному адресу принадлежит на праве собственности фио (собственник без регистрации).
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 50 ЖК РФ, ст. ст. 1, 9, 10, 20, 21, 22, 31 Закона N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований фио и фио и исходил из того, что уровень жилищной обеспеченности семьи фио составляет 46, 5 кв. м (13, 7 кв. м + 32, 8 кв. м), что превышает установленную Законом N 29 норму предоставления для семьи из двух граждан - 36 кв. адрес этом суд учитывал, что размер площади жилого помещения, находящегося на праве самостоятельного пользования у семьи фио, состоящей на жилищном учете, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 29 составляет 13, 7 кв. м. (занимаемое жилое помещение). Кроме того, в силу норм ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 20, ч.ч. 5, 6 ст. 21, ч. 6 ст. 31 Закона N 29 излишки площади жилого помещения, находящегося у фио - супруга фио на праве самостоятельного пользования, за вычетом нормы предоставления, составляют 32, 8 кв. м (50, 8 кв. м - 18 кв. м.), что учтено Департаментом городского имущества адрес при расчете жилищной обеспеченности семьи фио
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона N 29 если размер площади жилого помещения при предоставлении его в дополнение к занимаемому таков, что предоставить изолированное жилое помещение в натуре вследствие конструктивных особенностей многоквартирных домов в адрес невозможно, то гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, с их письменного согласия предоставляется субсидия в порядке, установленном Законом, с одновременным снятием с жилищного учета.
Размер субсидии для граждан дата постановки на жилищный учет определяется исходя из 70% от размера нормативной стоимости жилого помещения, определяемой как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, и размера площади жилого помещения, установленного ч. 5 ст. 31 Закона. Для семьи из двух граждан размер субсидии определяется исходя из размера площади жилого помещения 50 кв. м.
На дату направления семье фио предложения улучшить жилищные условия путем предоставления субсидии размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения для определения размера субсидии составил сумма
Расчет субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, предоставляемой семье истцов в дополнение к занимаемому жилому помещению производился следующим образом: сумма ((50 кв. м - 13, 7 кв. м - 32, 8 кв. м) х сумма х 70%).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет размера субсидии для семьи истцов был произведен верно, оснований для пересмотра жилищного вопроса не имелось, площадь по адресу: адрес, в отношении которой фио (муж истца) обладает правом пользования была учтена правильно, так как данное лицо является членом семьи истца фио - ее супругом, зарегистрирован на данной жилой площади по месту жительства, в связи с чем у Департамента городского имущества адрес отсутствовали правовые основания при расчете размера предоставляемой субсидии не учитывать площадь жилого помещения, занимаемого фио
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следуюшим основаниям.
Согласно свидетельству о заключении брака серии I-МЮ N617441, дата фио вступил в зарегистрированный брак с фио, о чем дата Таганским отделом ЗАГС Москвы составлена запись акта о заключении брака N1266 (л.д. 26).
Как установлено судом квартира площадью жилого помещения 50, 8 кв. м. по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности фио (собственник без регистрации), при этом на данной площади с дата зарегистрирован по месту жительства фио - муж фио, который на учете по улучшению жилищных условий не состоит. При этом, доказательств, что фио, фио вселялись на площадь квартиры, принадлежащей фио, имеют право пользования данной площадью суду не представлено. Данные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора, что привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, и к ошибочному выводу о том, что расчет размера субсидии для семьи истцов произведен верно в полном соответствии с нормами действующего законодательства и оснований для пересмотра жилищного вопроса истцов не имеется.
Судебная коллегия находит, что решение Департамента городского имущества адрес от дата NN33-6-171798/19-(0)-1 в части указания на наличие у семьи истцов жилого помещения площадью 32, 8 кв.м, принадлежащего фио и учета данной площади при расчете размера жилищной субсидии, необходимой фио и фио, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения об удовлетворении исковых требований фио и фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения в части расчета размера жилищной субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения в части расчета размера жилищной субсидии - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N33-6-171798/19-(0)-1 в части указания на наличие у семьи истцов жилого помещения площадью 32, 8 кв.м, принадлежащего фио
Обязать Департамент городского имущества адрес произвести расчет размера жилищной субсидии, необходимой фио и фио без учеты площади, принадлежащей на праве собственности фио, расположенной по адресу: адрес, на которой зарегистрирован по месту жительства фио
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.