Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Васильевой Е.В., Шипиковой А.Г., при помощнике Кузнецове И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио к ДГИ г. Москвы об обязании поставить на учет, - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец фио, действующая в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об обязании поставить на учет.
В обоснование заявленных исковых требований фио, действующая в своих интересах, а так же интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, ссылалась на то, что она и ее несовершеннолетние дети фио датар, фио датар, фио датар, фио датар. зарегистрированы и проживают по адресу: Москва, адрес.
Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы и проживают еще 7 человек, двое из которых несовершеннолетние.
Истец проживает в квартире на основании ордера 036214 от дата, выданного Куйбышевским исполкомом. Ордер выдавался отцу истца - фио
Договор социального найма с истцом не заключался.
адрес квартиры составляет 63, 40 кв.м, жилая площадь 43, 60 кв.м. таким образом, на каждого проживающего в квартире приходится менее, чем по 5 кв.м.
Истец указала, что находится в разводе и одна воспитывает четверых несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом.
Решением Преображенского районного суда от дата были определены доли в оплате ежемесячно начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги за квартиру, а именно: фио равной 1/9; фио, действующей также в интересах несовершеннолетнего фио, равной - 2/9, фио, действующей в интересах также несовершеннолетних фио, фио, равной 3/9, фио, фио, фио равной 3/9.
Таким образом, фактически судом были выделены доли в оплате коммунальных услуг в отношении 4-х разных семей.
Финансовый лицевой счёт квартиры разделён для отдельной оплаты коммунальных слуг. У истца есть личный финансовый лицевой счет, согласно которому она оплачивает коммунальные услуги за 5-х человек (истец и ее сыновья фио, фио, дочери фио и фио).
Совместного хозяйства с остальными лицами, зарегистрированными в квартире истец не ведет, их бюджет раздельный.
Истец с четырьмя детьми проживает отдельно от остальных зарегистрированных в данной квартире лиц, то есть отдельной семьей. У каждой семьи, проживающей в квартире, свое хозяйство, свои предметы быта.
Проживающие в квартире семьи ведут раздельное хозяйство, сами покупают себе продукты, готовят еду, убирают в квартире, каждый сам оплачивает коммунальные услуги.
При обращении истца в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, с истца потребовали собирать предусмотренные законодательством документы, в том числе сведения о доходах на всех лиц, зарегистрированных по адресу: адрес, однако в указанном жилом помещении зарегистрировано 4 отдельные семьи, истец хочет встать на учет нуждающихся своей семьей, так как у нее в семье есть ребенок-инвалид.
Истец просила обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истца и ее несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом.
В судебное заседание истец не явилась, обеспечила явку своего представителя фио, которая исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика фио в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо Управление социальной защиты населения адрес своего представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом при вышеуказанной явке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио, действующая в своих интересах, а так же в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио
Истец фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционной жалобы.
Третье лицо Управление социальной защиты населения адрес своего представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению фио, третьего лица Управления социальной защиты населения адрес о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК
РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со статьями 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия постановки на жилищный учет в г.Москве регламентируются Законом города Москвы от дата N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно статье 7 данного Закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет. предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Данная норма полностью соответствует требованиям ст. 49 ЖК РФ.
В силу ст. 4 ФЗ от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
С дата порядок учета в целях реализации городских жилищных программ граждан определен постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4 г -становления Правительства Москвы от дата N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" далее - Административный регламент).
Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем, и содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2.8.1.3 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Административного регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ч.2 ст. 1 Закона города Москвы N 29 от дата членами семьи нанимателя являются супруг и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи.
В квартире занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, заключенных в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат).
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4 г -становления Правительства Москвы от дата N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" далее - Административный регламент).
Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем, и содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио датар. в составе семьи из 11 человек (она, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио) зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 65, 20 кв.м, по адресу: адрес.
Как следует из представленных документов, дата истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с запросом (заявлением) о предоставлении государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ее и несовершеннолетних детей фио, датар, фио, датар, фио, датар, фио, датар.
Уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от дата N33-5-139111/18-(0)-1 фио отказано в приеме документов по заявлению о предоставления государственной услуги, поскольку заявителем был представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих обязательному представлению заявителем:
- основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (паспорт гражданина РФ для каждого члена семьи заявителя) (копии паспортов фио, фио, фио, фио, фио) (п. 2.5.1.1.3 Регламента).
- свидетельство о рождении (за исключением случаев, если свидетельство о рождении оформлено и выдано органом записи актов гражданского состояния города Москвы после дата при регистрации рождения, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о рождении за период с дата) (для членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста, а также для детей-сирот) (копии свидетельств о рождении фио, фио) (п. 2.5.1.1.6 Регламента);
- свидетельство о заключении брака (при наличии факта вступления в брак) (за исключением случаев, если свидетельство о заключении брака оформлено и выдано органом ЗАГС города Москвы после дата при регистрации заключения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о заключении брака за период с дата) (п. 2.5.1.1.7 Регламента);
- свидетельство об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства) (п. 2.5.1.1.8 Регламента);
- свидетельство о расторжении брака, если с момента расторжения не прошло 5 лет при наличии факта расторжения брака в указанный период) (за исключением случаев, если заявителем представлены сведения о бывшем супруге, и свидетельство о расторжении брака оформлено и выдано органом ЗАГС города Москвы после дата при регистрации расторжения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о расторжении брака за период с дата (п. 2.5.1.1.11 Регламента);
- документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи заявителя за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (п. 2.5.1.1.17 Регламента), а именно:
- трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях) (за исключением случаев, когда трудовая деятельность не осуществлялась) (копия трудовых книжек фио, фио, фио, фио, фио) (п. 2.5.1.1.7.1 Регламента);
- документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом РФ (выписка из Пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на всех совершеннолетних членов семьи) (п. 2.5.1.1.17.4 Регламента) (членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи) (ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от дата N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения");
- документы, содержащий сведения о размере пособий на детей, назначенных органами социальной защиты населения, выданный указанными органами (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты (за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги) (п. 2.5.1.1.17.13 Регламента);
- справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашения об уплате алиментов или судебное постановление об установлении размере алиментов при наличии указанного судебного постановления (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление) (на фио датар, фио датар, фио датар.) (п.п. 2.5.1.1.17.22 Регламента).
Наряду с истцом и ее детьми в квартире по адресу: адрес, предоставленной на основании ордера от дата, выданного Куйбышевским райисполкомом Москвы, зарегистрированы по месту жительства фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио
Как усматривается из письма ДГИ г.Москвы от дата NДГИ-ГР-21878/19-1, рассмотрев заявление истца ответчиком отказано в приеме документов и указано, что в соответствии с п. 2.8.1.1 Регламента представленный заявителем запрос (заявление) и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом.
Согласно п. 2.5.1.1.1 Регламента запрос (заявление) на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению 1 к Регламенту и подписывается заявителем и всеми членами его семьи (в заявлении о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отсутствует согласие (подпись) фио, фио, фио, фио, фио, а также согласие (подпись) одного из родителей за несовершеннолетних: фио, фио на обработку персональных данных).
Решением Преображенского районного суда от дата были определены доли в оплате ежемесячно начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги за квартиру, а именно: фио равной 1/9; фио, действующей также в интересах несовершеннолетнего фио, равной - 2/9, фио, действующей в интересах также несовершеннолетних фио, фио, равной 3/9, фио, фио, фио равной 3/9.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. ст. 49, 50, 69 ЖК адресст. 4 Федерального закона от дата N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст. ст. 1, 7 Закона города Москвы от дата N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", положениями постановления Правительства Москвы от дата N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", постановления Правительства Москвы от дата N815-ПП, постановления Правительства Москвы от дата N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио к адрес Москвы об обязании поставить на учет и исходил из того, что истцом не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что ею были сданы все необходимые документы для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно положениям постановления Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ", ведение учета по всем категориям граждан осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В учетных делах граждан, состоящих на учете и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета, делается соответствующая пометка. Данные о гражданах в обязательном порядке вносятся в Реестр участников жилищных программ города Москвы (далее - Реестр) в электронном виде.
Учетное дело гражданина - набор документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия и нахождения граждан на: жилищном учете; учете граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; учете участников городских жилищных программ.
Критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). Все граждане, подавшие заявление о постановке на учет и проживающие по месту жительства на законных основаниях в данном жилом помещении, включаются в одно учетное дело.
Основанием для формирования учетного дела является заявление гражданина, поданное в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от дата N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято положительное решение, предусматривающее постановку на учет. Все последующие волеизъявления граждан, проживающих по тому же адресу, рассматриваются в совокупности со сведениями, уже содержащимися в учетном деле, сформированном по первому заявлению.
На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
Состояние жилищных условий людей, находящихся в одной единице учета (которой является спорная трехкомнатная квартира) находится в прямой зависимости от условий всех проживающих в квартире лиц.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что улучшение жилищных условий каждого из проживающих приведёт к улучшению жилищных условий всех зарегистрированных в ней лиц. В свою очередь, намерения улучшить жилищные условия есть только у истца, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей, тогда как остальные лица, проживающие в данной квартире на основании одного с истцом договора социального найма, желания улучшения жилищных условий не выражают, и как следствие документов в ДГИ г. Москвы на предоставление государственной услуги не представляют.
При таких обстоятельствах судом не установлено оснований для принятия документов и постановке на учет только истца и ее несовершеннолетних детей. При этом довод истца о том, что она и ее дети не являются в настоящее время членами семьи фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, поскольку не имеют с ними общего бюджета, не ведут совместное хозяйство, суд первой инстанции отклонил, так как имеется единый лицевой счет в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, и согласие всех участников которого требуется в соответствии с требованиями закона для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, доказательств наличия раздельных лицевых счетов не представлено, а решением Преображенского районного суда от дата были определены лишь доли в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, что не может служить основанием для признания уведомления адрес Москвы об отказе в приеме документов необходимых для предоставления государственной услуги постановки на жилищный учет незаконным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
По существу доводы апелляционной жалобы истца фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, сводятся к изложению позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, коллегией не установлено, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.