Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В, и судей Сурниной М.В, Целищева А.А, при помощнике судьи Королевой А.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сурниной М.В.
дело N2-12429/2019 по апелляционной жалобе истца фио на решение Мещанского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Департаменту образования города Москвы об обязании предоставить несовершеннолетнему ребенку место в дошкольном учреждении и выдать направление дошкольную группу - отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Департаменту образования города Москвы об обязании предоставить несовершеннолетнему ребенку место в дошкольном учреждении и выдать направление в дошкольную группу. В обоснование заявленных требований указано, что в течение 2017 и 2018 года истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении дочери фио, паспортные данные, инвалиду с детства, места в дошкольной группе полного дня в ГБОУ Школа N1811, однако до настоящего времени место в группе полного дня в ГБОУ Школа N1811 несовершеннолетнему ребенку не предоставлено.
Истец в суд не явилась, извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном иск не признал по доводам письменных возражений.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, выражая несогласие с выводами суда, оценкой доказательств, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Истец фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы истца по основаниям письменных возражений, вместе с тем указал, что заявление фио о постановке ее ребёнка на учет для направления на зачисление в образовательную организацию было изменено, по данным автоматизированной информационной системы Департамента образования несовершеннолетняя фио направлена в дошкольную группу на полный день в ГБОУ Школа N338.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как принятого в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно ст. 5 ФЗ "Об образовании в РФ" - право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.
В соответствии со ст. 67 ФЗ "Об образовании в РФ" - получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве"- жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Право на получение образования реализуется, в том числе, путем создания и поддержки системы образования и создания социально-экономических условий для получения образования в дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве"- органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.
В соответствии со ст. 10 Закона адрес от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве"- количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, при этом гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
С 07 ноября 2013 года действуют утвержденные Департаментом образования адрес Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
На основании раздела 7 Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет следующих приоритетов:
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 8 месяцев жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, родители которых проходят службу в государственных органах и зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы (Вооруженные силы, полиция, прокуратура, Следственный комитет и др.);
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка.
Как установлено судом и следует из материалов, истец фио приходится матерью несовершеннолетнего ребенка, фио, паспортные данные.
16 февраля 2016 года истцом было подано заявление N4510 0017 1214 1743 через Интернет-ресурс Автоматизированной информационной системы "Зачисление в ДОУ" о постановке ребенка на учет для направления на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, где желаемыми образовательными учреждениями были указаны: ГБОУ школа N1811, ГБОУ школа N734, ГБОУ школа N2070. Заявителем также указано в АИС "Зачисление в ДОУ" сведения о льготах - дети-инвалиды.
Несовершеннолетняя фио была поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения.
На момент рассмотрения дела номер фио в очереди в ГБОУ Школа N1811- 98, ГБОУ школа N734- 40, ГБОУ школа N2070 - 416.
Согласно справке N04-29/1 ГБОУ Школа N939 от 29 апреля 2019 года по состоянию на 29 апреля 2019 года свободных мест в ГБОУ Школа N939 нет.
Согласно справке N674 ГБОУ Школа N996 от 29 апреля 2019 года по состоянию на 29 апреля 2019 года свободных мест в ГБОУ Школа N996 нет.
Разрешая заявленные исковые требования, применяя положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Временных правил регистрации заявлений о постановке на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него функций, принимая во внимание отсутствие свободных мест, а также то, что реализация конституционного права малолетней дочери истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждения, учитывая, что ответчик истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении не отказывал. При этом, ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии. Установив в ходе рассмотрения дела, что государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования расположенные на территории адрес, в том числе и те, на занятие мест в которых претендовал истец, укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отказывая в иске, суд также указал, что требования истца об обязании выдать направление в дошкольную группу в ГБОУ школа N1811 подлежат отклонению, поскольку данные требования производны от основных об обязании предоставить ребенку место в детском дошкольном учреждении, в удовлетворении которых судом было отказано.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На адрес действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26.
Пунктом 1.9. СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2, 5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2, 0 метров квадратных на одного ребенка.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм, приведет к нарушению СанПиН 2.4.1.3049-13 и как следствие, применению к дошкольному образовательному учреждению административных санкций.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе рассмотрения дела было установлено, что на территории адрес, а также смежных районов по состоянию на 02.12.2019 года организации дошкольного образования полностью укомплектованы, что подтверждается справками Департамента образования адрес (т.2 л.д.199, 200).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП, Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования и науки с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования, науки (далее - установленная сфера деятельности).
В силу пунктов 4.2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования адрес относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях адрес, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.
Следовательно, Департамент образования города Москвы, как отраслевой орган исполнительной власти адрес, принял по вопросам, относящимся к его компетенции, Временные правила, положениями которых предусмотрены меры организационного характера, направленные на гарантированное предоставление общедоступного дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, в связи с чем указанные правила подлежат применению при решении вопроса об обеспечении дошкольного образования в городе Москве.
По сообщению представителя Департамента образования и науки города Москвы по состоянию на 06 марта 2020 года несовершеннолетняя фио, паспортные данные, в связи с изменением адреса регистрации истца, направлена в дошкольную группу на полный день в ГБОУ Школа N338, что свидетельствует о реализации со стороны ситца, как законного представителя несовершеннолетнего ребенка, права по получение дошкольного образования.
Доводы апелляционной жалобы фио о необходимости проведения социально-педагогической экспертизы нельзя признать обоснованными, поскольку такого ходатайства истец в ходе рассмотрения дела не заявляла, процессуальные основания, предусмотренные ст. 79 ГПК РФ, для назначения такой экспертизы материалами дела не подтверждены.
Вопреки доводам жалобы нарушений в ходе рассмотрения дела норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, и получившую надлежащую оценку суда, основания не согласится с которой судебная коллегия не имеет, не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 193 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.