Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Михайловой Р.Б., Тиханской А.В., при секретаре Агаевой Г.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-42/2018 по административному исковому заявлению Решетилович Леонида Владимировича и Решетилович Кристины Леонидовны к УВМ ГУ МВД России по г. Москве, ГУВМ МВД России, старшему специалисту 1-го разряда ОВО РВП и ВЖ УВМ ГУ МВД России по Москве Сидоровой М.И. о признании действий (бездействия) незаконными, обязании выдать вид на жительство, принять заявления о приеме в гражданство Российской Федерации без предварительной записи
по апелляционной жалобе административных истцов Решетилович Л.В. и К.Л. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителей административных ответчиков ГУ МВД России по Москве и ГУВМ МВД России по доверенностям Голушкова К.В. и Дурнова А.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
граждане Украины Решетилович Л.В. и К.Л. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к УВМ ГУ МВД России по г. Москве, ГУВМ МВД России, старшему специалисту 1-го разряда ОВО РВП и ВЖ УВМ ГУ МВД России по Москве Сидоровой М.И, соединенными определением суда от 19 марта 2019 года в одно производство, в которых с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ просили признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, указывая на затягивание сроков рассмотрения их заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и принятии в гражданство Российской Федерации как носителей русского языка; обязать принять заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (совместно с несовершеннолетней Решетилович П.Л.) без предварительной записи.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывали на то, что с 23.06.2017 года пребывают на территории Российской Федерации, где им было предоставлено временное убежище; 10 и 22 октября 2018 года УВМ ГУ МВД России по Москве приняты решения о выдаче Решетилович Л.В. и К.Л. видов на жительство в Российской Федерации, однако уведомлены заявители об этом были несвоевременно и более того, 23.01.2019 г. в непосредственной выдаче документов было отказано по причине отсутствия в материалах личных дел нотариально заверенных копий паспортов граждан Украины Решетилович Л.В. и К.Л.; только 04 февраля 2019 года виды на жительство были выданы административным истцам; 09 февраля 2019 года истцы обратились в УВМ ГУ МВД России по Москве с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, однако территориальный миграционный орган назначил дату приема документов на 06 апреля 2019 года.
Административные истцы полагали, что им чинятся препятствия в реализации их законных прав, административными ответчиками допускается по отношению к ним незаконное бездействие, безосновательно затягиваются сроки рассмотрения заявлений.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года в удовлетворении заявленных Решетилович Л.В. и К.Л. административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, неправильной оценке собранных по делу доказательств, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителей административных ответчиков ГУ МВД России по Москве и ГУВМ МВД России по доверенностям Голушкова К.В. и Дурнова А.О, полагавших решение суда законным и обоснованным, а также пояснивших о том, что административные истцы приняты в гражданство Российской Федерации, о чем им выданы паспорта граждан Российской Федерации, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административных истцов Решетилович Л.В. и К.Л, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая дело, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, правомерно исходил при этом из того, что утверждения административных истцов о незаконных, нарушающих права Решетилович К.Л. и Л.В. действиях (бездействии) миграционных органов в спорных правоотношениях не нашли своего объективного подтверждения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения (частичного) административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, наличия уважительных причин его пропуска. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении дела судом было установлено, что административные истцы Решетилович Л.В. и К.Л. являются гражданами Украины, пребывают на территории Российской Федерации с 23.06.2017 года на основании выданных им УВМ ГУ МВД России по Москве свидетельств о предоставлении временного убежища от 23.06.2017 года.
Свидетельствами серии ВУ NN * и * от 18.05.2018 г. срок предоставления Решетилович Л.В. и К.Л. временного убежища на территории Российской Федерации был продлен.
Решением комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка ГУ МВД России по Москве от 18.06.2018 г. административные истцы признаны носителями русского языка.
10 и 22 октября 2018 года УВМ ГУ МВД России по Москве приняты решения о выдаче Решетилович Л.В. и К.Л. видов на жительство в Российской Федерации серии 82 NN* и *.
23.01.2019 г. в выдаче видов на жительство истцам было отказано ввиду отсутствия в материалах их личных дел нотариально заверенных копий паспортов граждан Украины, что не оспаривается.
04 февраля 2019 года административным истцам были выданы виды на жительство в Российской Федерации.
09 февраля 2019 года истцы обратились в УВМ ГУ МВД России по Москве по вопросу принятия у них заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации; дата приема назначена на 06 апреля 2019 года.
Решетилович * - дочь административного истца Решетилович Л.В. - вид на жительство в Российской Федерации не получала.
Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, признанному носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (подпункт 2).
Пунктом 3.2. означенной статьи закона предусматривалось, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан" порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации определял Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 09.11.2017 N 846 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" (далее Административный регламент).
В соответствии с пунктами 100-104 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции в двух экземплярах на бланке установленной формы (приложения N 1 - 3 к Административному регламенту) с приложением документов, предусмотренных Административным регламентом, либо в форме электронного документа с использованием Единого портала и личной фотографии в виде электронного файла. В целях предоставления государственной услуги осуществляется прием заявителей по предварительной записи. Предварительная запись ведется на бумажном носителе, в электронном виде либо посредством Единого портала. При определении времени приема по телефону сотрудник, ответственный за прием и регистрацию заявлений, назначает время, удобное иностранному гражданину. Иностранному гражданину сообщается время посещения и номер кабинета, в который следует обратиться. При личном обращении заявителю выдается талон-подтверждение. Посредством Единого портала заявителю предоставляется возможность записи в свободные для приема дату и время в пределах установленного в подразделении по вопросам миграции графика приема заявителей. При подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленной формы заявления и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий документов в случаях, предусмотренных Административным регламентом. Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение всех реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, а также наличие оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению.
В соответствии с пунктами 31-31.5 Административного регламента для получения вида на жительство иностранный гражданин, признанный носителем русского языка, подает:
- заявление (приложение N 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах;
- фотографии, соответствующие требованиям, установленным подпунктом 28.2 пункта 28 Административного регламента;
- документ, удостоверяющий личность;
- документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданин Украины, признанный носителем русского языка, предоставляет нотариально заверенную копию заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства, с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении.
- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, а также сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), не представляется в случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 28.6 пункта 28 Административного регламента.
Кроме того, пунктом 202 указанного Административного регламента предусмотрено, что при выдаче вида на жительство в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче вида на жительство, которая заверяется подписью сотрудника, уполномоченного выдавать вид на жительство.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002. г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В соответствии с пунктами 156- 160 Административного регламента в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выдаче вида на жительство, сотрудник, рассматривавший заявление, направляет заявителю уведомление о результате рассмотрения заявления с указанием номера и даты принятия решения; оформление и выдача вида на жительство до представления заявителем всех необходимых документов не допускается.
В силу части 2.1. статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", также в редакции, действовавшей на период рассматриваемых правоотношений, решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами; рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (части 2 и 4.1.).
Материалами дела подтверждается, что после представления административными истцами требуемых в соответствии с Административным регламентом документов, удостоверяющих их личности (копий паспортов), виды на жительство им были выданы в пределах установленных сроков; для целей подачи заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации миграционным органом произведена предварительная запись административных истцов на 06 апреля 2019 года, в приеме заявления Решетилович К.Л. и Л.В. не отказано.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований и правильно исходил при этом из того, что административные ответчики в спорных правоотношениях действовали в рамках закона и в пределах предоставленных полномочий, без нарушения прав административных истцов, а утверждения Решетилович К.Л. и Л.В. об обратном основаны на неправильном толковании закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (часть 9 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, правовая оценка которым, дана в их совокупности, по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; согласно положениям статей 60 - 62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Несогласие административных истцов с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права, в частности, законоположений, предусмотренных Административным регламентом, Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".
При этом, судебная коллегия учитывает, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в оговоренные сроки у заявителей были приняты, российское гражданство административные истцы приобрели.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального и материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Решетилович Л.В. и К.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.