Судебная коллегия по административным деламМосковского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Тиханской А.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Малаховой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-251/2019 по апелляционной жалобе административного истца Баточира А.Б. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 01 октября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований БаточираА.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по снятию ареста, наложенного на объекты недвижимости, автозаправочную станцию (кадастровый (условный) номер ***) и земельный участок (кадастровый (условный) номер) ***) на основании определения Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019г. по делу N ***; признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о государственной регистрации права собственности на *** Nгос.регистрации права ***на объекты недвижимости: автозаправочную станцию (кадастровый (условный) номер ***) и земельный участок (кадастровый (условный) номер) ***) и внесении сведение в ЕГРН; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести сведения в ЕГРП о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на ***, государственный номер регистрации права ***от 29.04.2019г.; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести запись о наложении ареста на основании определения Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019г. по делу N *** - отказать, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Баточир А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в снятии ареста, наложенного на объекты недвижимости: автозаправочную станцию (кадастровый (условный) номер ***) и земельный участок (кадастровый (условный) номер) ***) на основании определения Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019 года; действия, выразившиеся в государственной регистрации права собственности ***на указанные объекты, внесении сведений в ЕГРН; обязании признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности ***на данные объекты; обязании внести запись о наложении ареста на основании определения Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019г. по делу N ***. Требования мотивированы тем, что в целях обеспечения его исковых требований, предъявленных к Марченковой В.В, Зюзинским районным судом г.Москвы было вынесено определение о наложении ареста в виде запрета на отчуждение и обременение третьими лицами на недвижимое имущество: - земельный участок, общей площадью ***кв.м, расположенный по адресу: ***, кадастровый (условный) номер ***; - ***, состоящую из основного строения, пл. ***кв.м. (лит.А), основное строение площадью ***кв.м. (лит.Б), навес общей площадью ***кв.м. (лит.Г1), ***общей площадью ***кв.м. (лит.Г2), расположенного по адресу: ***, кадастровый (условный) номер ***, однако в нарушение установленных запретов Управление Росреестра по Тверской области осуществило запись о переходе права собственности на вышеуказанные объекты ***, нарушив требования Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Представитель административного истца Баточира А.Б, действующая на основании ордера и доверенности адвокат Смольская Е.А, в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области, действующая на основании доверенности Богданова О.В, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица конкурсного управляющего ***, действующий на основании доверенности ***, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая действия Управления Росреестра по Тверской области законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица ***, действующий на основании доверенности ***, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая не обоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что суд неправильно определилобстоятельства административного дела и неправильно применил закон.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области, действующую на основании доверенности Богданову О.В, представителя ***, действующего на основании доверенности ***, представителя заинтересованного лица ***, действующего на основании доверенности ***, возражавших против доводов апелляционной жалобы, сочтя возможным по правилам ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, об уважительных причин неявки не представивших, проверив решение судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
***. на основании договора от *** г. купли-продажи земельного участка с объектами недвижимости, заключенным с ***, являлась собственником земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: *** ; ***, кадастровый номер ***, по адресу: ***.
Определением Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019г. по заявлению Баточира А.Б. в рамках его исковых требований о взыскании суммы займа, предъявленного к ***, об обеспечении иска, наложен арест в виде запрета на отчуждение и обременение третьим лицам на следующее недвижимое имущество, принадлежащее ***.: земельный участок, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, кадастровый (условны) номер *** ; - ***, состоящую из основного строения пл. *** кв.м. (лит.А), основного строения площадью *** кв.м. (лит.Б), навес общей площадью *** кв.м. (Лит.Г1), *** общей площадью *** кв.м. (Лит. Г2), расположенную по адресу: ***, кадастровый (условный) номер *** (л.д.24), ограничение прав зарегистрировано 26.03.2019 года.
22.04.2019 года в Управление Росреестра по Тверской области поступило заявление конкурсного управляющего ***о прекращении ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости в виде запрета регистрационных действий. В качестве документов-оснований представлены вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2013 года; вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2015 года; вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.2018 года; вступившее в законную силу постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 года; вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Тверской области от 01.04.2019 года о продлении конкурсного производства.
29.04.2019 года Управлением Росреестра по Тверской области исполнено определение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.2018 года, в том числе снят арест, наложенный на основании определения Зюзинского районного суда г.Москвы от 19.03.2019г. по делу N ***.
03.07.2019 года состоялись открытые торги по продаже земельного участка, с кадастровым (или условный номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** и расположенной на указанном земельном участке ***, о чем составлен Протокол о результатах проведения открытых торгов по лоту N *** (аукцион N ***) от *** года.
По результатам открытых торгов *** года между *** и *** был заключен Договор ***, в соответствии с условиями которого продавец передал в собственность покупателя земельный участок, автозаправочную станцию, о чем внесены сведения в государственный реестр недвижимости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что действия Управления Росреестра по Тверской области совершены в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленной компетенции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в полной мере.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременениеобъекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же закона).
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным выше законом (часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Как усматривается из материалов дела, основанием для снятия ареста и регистрации права собственности *** на спорные объекты недвижимости является определение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.2018 года, вступившее в законную силу, которым признаны недействительными с момента совершения: ***, заключенный должником *** от *** года с ***.; договор ***, заключенный *** от *** года с *** ; в порядке применения последствий недействительности договора купли-продажи от *** года возложена обязанность на ***. в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу передать конкурсному управляющему *** по акту приема-передачи земельный участок, кадастровый (или условный номер) ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: *** и расположенную на указанном земельном участке ***, состоящую из: основного строения площадью *** кв.м. (лит.А), основного строения площадью *** кв.м. (лит.Б), навеса общей площадью *** кв.м. (Лит.Г1), *** общей площадью *** кв.м. (лит. Г2), кадастровый (или условный) номер ***, расположенную по адресу: *** ; аннулированы регистрационные записи N ***, N ***, внесенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2012 года; в порядке применения последствий недействительности договора от 20.12.2012 года залога недвижимого имущества аннулировать регистрационную запись N ***, внесенную в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2012 года.
Принимая вышеуказанный судебный акт к исполнению, которым признано, что ***приобрела имущество, являющееся предметом ареста, наложенного Зюзинским районным судом г. Москвы 19.03.2019 года, в результате незаконных сделок, в связи с чем таковые признаны недействительными, а имущество возвращено законному правообладателю, у Управления Росреестра по Тверской области имелись все основания для совершения оспариваемых регистрационных действий, в том числе для снятия ареста.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что определение суда о наложении ареста не отменялось; арест судом не снимался в установленном законом порядке, поскольку они не являются поводами для отмены судебного решения; сохранение ареста имущества, право лица на которое признано незаконным, не повлечет правовых последствий в отношении данного имущества в рамках судебного спора, предметом обеспечения которого оно является.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 01 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Баточира А.Б. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.