Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И., при секретаре Воробьевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Захарова А.А., Труниной А.Б., Ширгазиной Л.А., Верзилиной Ю.В., Бородиной Т.В., Козловой С.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 октября 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Захарова А.А, Труниной А.Б, Ширгазиной Л.А, Верзилиной Ю.В, Бородиной Т.В, Козловой С.В. к Правительству Москвы о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения - отказать", УСТАНОВИЛА:
Захаров А.А, Трунина А.Б, Ширгазина Л.А, Верзилина Ю.В, Бородина Т.В, Козлова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству г. Москвы о признании незаконными действий (бездействия) по невключению жилого дома, расположенного по адресу:.., в перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" и обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение, мотивируя свои требования тем, что действиями административного ответчика нарушаются их жилищные права.
Административные истцы Козлова С.В, Захаров А.А, представители истцов Харкин А.Е, Новикова И.П. в судебное заседание явились, доводы административного иска поддержали.
Представители административного ответчика Правительства Москвы Радиулова Н.А, Ильичева И.В, Сарафанникова А.Ю. в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали, полагая исковые требования необоснованными.
Административные истцы Трунина А.Б, Ширгазина Л.А, Верзилина Ю.В, Бородина Т.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
В заседание судебной коллегии Захаров А.А, Трунина А.Б, Ширгазина Л.А, Верзилина Ю.В, Бородина Т.В, Козлова С.В. не явились, извещались в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителей административного истца Козловой С.В. - Харкина А.Е, Новикову И.П, представителей административного ответчика - Ильичеву И.В, Радиулову Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 октября 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что административные истцы проживают в доме, расположенном по адресу:.., жилые помещения принадлежат им на праве собственности.
Жилой дом, расположенный по адресу:.., включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
В соответствии с данными, представленными на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, итоги голосования с использованием электронных сервисов, создаваемых в рамках проекта "Активный гражданин", либо в многофункциональном центре предоставления государственных услуг "Мои документы" по многоквартирному дому, расположенному по адресу:.., составили: "за" включение дома в проект программы реновации - 65%, "против" - 35%.
Таким образом, процент квартир, проголосовавших "за" включение многоквартирного дома в проект программы реновации составлял менее 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме.
По итогам голосования дом не набрал необходимое количество голосов для включения в соответствующий перечень домов для программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
... года собственники помещений в многоквартирном доме по адресу:... провели общее собрание на котором присутствовало 82, 77 % от общего числа собственников и проголосовали "За" включение дома в программу реновации 72, 76 % голосов, против - 2, 23 %.
Протокол общего собрания был оформлен... и направлен в уполномоченный орган.
Согласно ответу Заместителя руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы от... NДГП-04-1487/18-3 оснований для включения дома в программу реновации не имеется поскольку при голосовании на сайте количество голосов собственников и проживающих лиц являлось недостаточным, а протокол собрания собственников помещений от... представлен в уполномоченный орган после вступления в силу Федерального закона N141-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для включения дома по адресу:.., отсутствуют, незаконные действия (бездействие) Правительства г. Москвы при рассмотрении вышеуказанного вопроса, представленными истцами доказательствами не подтверждены.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 7.1. Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники и наниматели не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
Аналогичная норма содержится в законе города Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в города Москве".
Порядок голосования при формировании программы реновации, в том числе порядок учета голосов собственников и (или) нанимателей одного жилого помещения, а также подсчета голосов в таком многоквартирном доме, устанавливается нормативным правовым актом города Москвы. Таким актом является постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", которым утвержден порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.3. постановления Правительства Москвы N 245-ПП голосование для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве проводится в период с 15 мая по 15 июня 2017 г, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве проводится в период с 15 мая по 15 июля 2017 г, но не позднее дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации".
Изменения в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" вступили в силу 1 июля 2017 г.
Аналогичные требования указаны и в Федеральном законе от 1 июля 2017г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации ? городе федерального значения Москве".
Так, в соответствии с частью 2 статьи 14 данного Федерального закона в проект программы реновации жилищного фонда могут быть включены только те многоквартирные дома, в которых голосование по вопросу о включении в проект программы реновации жилищного фонда многоквартирного дома было проведено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 июля 2017 года.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что общее собрание жителей многоквартирного дома в очно-заочной форме было проведено в период с... по.., протокол оформлен и представлен в уполномоченный орган...
Согласно пункту 4.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Иной формы выражения мнения при проведении очно-заочного голосования на общем собрании собственников помещений Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
Согласно протоколу, прием оформленных в письменной форме решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, был окончен... года.
Датой протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу... является... года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение собственников о включении дома в программу реновации было принято... являются надуманными, поскольку дата проведения очного обсуждения, указанная истцами в административном исковом заявлении, не может являться датой проведения общего собрания.
В соответствии с действующим на момент составления протокола, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии действий Правительства Москвы положениям Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПГТ "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", не обоснованы, так как формирование проекта программы реновации было основано на результатах голосования собственников.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Мосгорсуда оснований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 22.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова А.А, Труниной А.Б, Ширгазиной Л.А, Верзилиной Ю.В, Бородиной Т.В, Козловой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.