Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Тиханской А.В., Коневой С.И., при секретаре Воробьевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-221/2019 по апелляционной жалобе административного истца Богданович Н.Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего Богдановича А.А., на решение Таганского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Богданович Н.Ю, действующей в интересах несовершеннолетнего БогдановичаА.А, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г. Москвы о признании незаконным постановления - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Богданович Н.Ю, действующая в интересах несовершеннолетнего Богдановича А.А, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г.Москвы от 14 августа 2019 года N ***, которым несовершеннолетний Богданович А.А. ***г. р. поставлен на профилактический учет за распитие алкогольных напитков сроком на 1 год с возможностью досрочного снятия, мотивируя требования тем, что принятое комиссией решение необоснованно, слишком сурово, может навредить несовершеннолетнему Богдановичу А.А, который характеризуется положительно, спиртные напитки не употребляет. При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель не принимал участие, в связи с чем нарушен порядок вынесения решения. Объяснения об употреблении спиртных напитков Богданович А.А. написал под давлением сотрудников Комиссии.
В судебном заседании административный истец Богданович Н.Ю, представители административного истца Воркунов И.Ю. и адвокат Корчагина Е.В. требования административного иска поддержали.
Несовершеннолетний Богданович А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г.Москвы по доверенности Павлова Е. С. в судебном заседании возражала против иска по доводам письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица ***, действующая на основании доверенности ***. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ***в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Богданович Н.Ю, представителя административного истца по доверенности Воркунова И.Ю, несовершеннолетнего Богдановича А.А, доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя административного ответчика Павлову Е.С, представителя заинтересованного лица ***, действующую на основании доверенности ***, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что 29 июля 2019 года несовершеннолетний Богданович А.А. в 14.25 распивал алкогольный напиток (коктейль ***) с содержанием этилового спирта 6, 5% на территории детской площадки по адресу: ***.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г.Москвы N ***от 14 августа 2019 года, несовершеннолетний Богданович А.А. поставлен на профилактический учет в КДЗиЗП за распитие алкогольных напитков сроком на 1 год с возможностью досрочного снятия. Одновременно законный представитель несовершеннолетнего - Богданович Н.Ю. поставлена на профилактический учет сроком на 1 год (с возможностью досрочного снятия).
Кроме того, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г.Москвы N *** от 14 августа 2019 года Богданович Н. Ю. привлечена к административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере ***руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г.Москвы в полной мере отвечало требованиям законодательства, регулирующего возникшего вопрос постановки на профилактический учет, вынесено в пределах предоставленных полномочий, без нарушения закона и прав административного истца; Комиссией правомерно принятопостановление в отношении несовершеннолетнего, который распивал спиртные напитки при указанных выше обстоятельствах, меры воздействия определены для целей его защиты, предупреждения правонарушений и антиобщественных действий; порядок рассмотрения материалов Комиссией соблюден.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для целей указанного Закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее антиобщественные действия (в частности употребляющее алкогольную и спиртосодержащую продукцию) признается несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
К категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу относятся, в том числе несовершеннолетние, употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию (статья 5 указанного Федерального закона).
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановлении руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Согласно пункту п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (пункт 3 статьи 11 указанного Федерального закона).
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 07.04.1999 N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" определено, что систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и организации социального обслуживания, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, органы внутренних дел, специализированные учреждения, другие органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные федеральным законодательством в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Пунктом 13 ст. 6, а также ст. ст. 8, 10, 11, 12, 14, 16 Закона г. Москвы от 13.04.2005 N 12 (ред. от 12.07.2017) "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" установлено, что районная комиссия применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших общеобразовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
По результатам рассмотрению материалов в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Комиссии рассматривают материалы и дела:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовных дел либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поступившие из органов, принявших соответствующее процессуальное решение, или органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или возбуждения ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем комиссии.
О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.
Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.
Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.
Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании районной комиссии в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях - педагога, иных лиц по усмотрению комиссии. Защитник несовершеннолетнего допускается к участию в работе районной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию. Материалы в отношении несовершеннолетнего могут быть рассмотрены в его отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания Комиссии, неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.
Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений, обращений и ходатайств организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.
Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.
Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании.
Вышеуказанные требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского г. Москвы были соблюдены; поступившая в Комиссию информация содержалась в материалах дела об административном правонарушении, направленном ***, факт употребления Богдановичем А.А. алкогольного напитка был подтвержден, в том числе письменными объяснениями несовершеннолетнего, изложенными им в письменных объяснениях; следовательно, административный ответчик вправе был рассмотреть материалы, представленные органом внутренних дел, в отношении несовершеннолетнего Богдановича А.А. в целях защиты его прав и законных интересов, устранения причин и условий, способствовавших употреблению им алкогольной продукции, принять в рамках индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним меры воздействия в отношении него, поручив образовательным учреждениям оказать содействие несовершеннолетнему в организации его досуга. Порядок рассмотрения материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г. Москвы был соблюден.
При этом решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района г. Москвы, по поводу которого возник спор, направлено на соблюдение несовершеннолетним правил поведения, а потому не может расцениваться как нарушение прав ребенка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение может впоследствии отразиться на судьбе ребенка, являются не обоснованными, поскольку указанное постановление направлено на защиту прав и законных интересов ребенка от злоупотреблений, угроз его жизни или здоровью.
То обстоятельство, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего, на законность оспариваемого постановления не влияет. При этом на заседании Комиссии, на котором было принято постановление, законный представитель принимал участие, равно, как и несовершеннолетний, реализуя в полной мере свои права.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Богданович Н.Ю, действующей в интересах несовершеннолетнего Богдановича А.А, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.