Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Алексееве М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-439/2019 по административному иску Рофина А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Департаменту городского имущества г.Москвы об оспаривании решений
по апелляционной жалобе административного истца Рофина А.Е. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2019 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Рофин А.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве, Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании решений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра по адресу: * зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером * площадью 600 кв.м, который поставлен на кадастровый учет без определения границ. Собственниками данного земельного участка являются Рофин А.Е, Рофин В.Я, Морозова Н.М. с долей в праве 1/3 у каждого. На данном участке располагается жилой дом с кадастровым номером *. Собственниками дома являются Рофин А.Е, Рофин В.Я. и Морозова Н.М. Вступившим в законную силу решением Перовского районного суда от 20 ноября 2018 г. по гражданскому делу N 2-371/2018 по иску Рофина Е.Я. к Морозовой Н.М. установлено, что вышеуказанный жилой дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером * площадью 600 кв.м. При этом административному истцу единолично на праве частной собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером *, однако земельные отношения под вышеуказанным объектом недвижимости не оформлены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: * поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером * площадью 1000 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Таким образом, по адресу: * поставлены на кадастровый учет два здания и два земельных участка. С целью оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером *, на котором располагается здание (строение) с кадастровым номером *, принадлежащее истцу на праве собственности, Рофин А.Е. обращался в Департамент городского имущества города Москвы. Им был получен отказ N33-5-78104/19-(0)-1 от 10 июля 2019 года в связи с тем, что земельный участок в соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ должен быть сформирован с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе с учетом возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости. С целью оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером *, на котором располагается здание (строение) с кадастровым номером *, принадлежащее истцу на праве собственности, Рофин А.Е. обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г..Москве в порядке статьи 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Однако им было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности 11/2019-185 от 23 июля 2019 года в связи с тем, что отсутствуют однозначные сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером * на данном земельном участке.
Для уточнения характеристик местоположения объекта недвижимости с кадастровым номером *, которое фактически располагается на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером *, административным истцом был заключен договор с ООО "Геодезическая компания БУДУЩЕЕ". В результате рассмотрения Управлением Росреестра по Москве заявления об уточнении расположения объекта недвижимости с кадастровым номером * на земельном участке с кадастровым номером * и внесении данных сведений в ЕГРН было получено уведомление об отказе кадастрового учета изменений объекта недвижимости N77/19-5701 от 22 января 2019 года, подписанное государственным регистратором Иртегюном И.В. С целью формирования и уточнения границ земельного участка с кадастровым номером * с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым номером *, а также идентификации (определения) на местности границ в соответствии с действующим законодательством истец обратился в ДГИ г..Москвы. Однако был получен отказ, оформленный письмом N ДГИ-ГР-32101/19-1 от 27 августа 2019 года, в связи с тем, что Департамент не принимал решения о формировании вышеуказанного земельного участка и не располагает информацией о местоположении его границ. С целью формирования и уточнения границ земельного участка с кадастровым номером * с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым номером *, а также идентификации (определения) на местности границ в соответствии с действующим законодательством истец обратился в Управление Росреестра по г..Москве.
Однако был получен отказ, оформленный письмом N 03-4908/2019 от 30 августа 2019 года, в связи с тем, что самостоятельное внесение органом регистрации прав сведений об изменении или уточнении характера недвижимости не предусмотрено действующим законодательством и было рекомендовано обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти г..Москвы - Департамент городского имущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом NДГИ-ГР 32101/19-1 от 27 августа 2019 года, обязать Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок выполнить все необходимые действия по определению координат поворотных точек границ, сформировать границы земельного участка с кадастровым номером * с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе для возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым номером *, идентифицировать (определить) на местности границы в соответствии с действующим законодательством, согласовать данные сведения со всеми смежными землепользователями и передать вышеуказанные сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации по Москве для внесения в ЕГРН; признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленный письмом N 03-4988/2019 от 30 августа 2019 года, незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести сведения о границах земельного участка с кадастровым номером * в ЕГРН.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Рофина А.Е. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Рофин А.Е. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Рофина А.Е, представителя административного ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Проничкиной Ю.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что по адресу: * сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером * площадью 600 кв.м, участок поставлен на учет без определения границ. Собственниками данного земельного участка являются Рофин А.Е, Рофин В.Я, Морозова Н.М. с долей в праве 1/3 у каждого. На данном участке располагается жилой дом с кадастровым номером *. Собственниками дома являются Рофин А.Е, Рофин В.Я. и Морозова Н.М.
Вступившим в законную силу решением Перовского районного суда от 20 ноября 2018 г. по гражданскому делу N 2-371/2018 по иску Рофина Е.Я. к Морозовой Н.М. установлено, что вышеуказанный жилой дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером * площадью 600 кв.м.
Административному истцу на праве частной собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером *, однако земельные отношения под вышеуказанным объектом недвижимости не оформлены.
При этом в ГКН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером * площадью 1 000 кв.м, расположенном по адресу: *, дата присвоения кадастрового номера 25 мая 1949 года, с указанием на то, что объект недвижимости является ранее учтенным, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.19).
1 августа 2019 года административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве по вопросу границ земельного участка с кадастровым номером 8.
Указанное обращение было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", был дан ответ 30 августа 2019 года за N03-4988/2019 (л.д. 23-24).
В указанном письме содержится информация о том, что Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Росреестра от 23 января 2017 года N Г1/0027, и в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости Управление является федеральным органом в области государственной регистрации, осуществляющим публично-правовую функцию по регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 7.1.2 Положения Управление обладает полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В части проведения работ по уточнению границ/межеванию Управление сообщило административному истцу, что кадастровые работы по межеванию земельного участка выполняются кадастровым инженером и включают в себя комплекс работ.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
По смыслу и содержанию Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется на основании документов, представленных заявителем в орган кадастрового учета.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости изменения в описании объекта недвижимости осуществляются на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, с приложением необходимых документов.
Пунктом 13 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости установлено, что форма межевого плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативноправового регулирования.
Во исполнение указанной нормы издан Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Ранее Рофин А.Е. обращался в Перовский районный суд г.Москвы с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления от 16 октября 2018 года N 77-0-1-71/3023/2018-127 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поселковая, вл.16, в связи с чем ему известен надлежащий порядок обращения в Управление за проведением действий по кадастровому учету объекта недвижимости.
На обращение административного истца Рофина А.Е. в Департамент городского имущества г. Москвы от 1 августа 2019 года (NДГИ-ГР-32101/19) по вопросу уточнения границ земельного участка с кадастровым номером * Департаментом был дан ответ 27 августа 2019 года за N ДГИ-ГР-32101/19-1 в соответствии Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"(л.д.22).
В указанном письме содержится информация по испрашиваемому земельному участку, сообщено, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, сведения о границах земельного участка в ГКН отсутствуют.
При этом Департамент не принимал решение о формировании данного земельного участка и не располагает информацией о местоположении его границ, в связи с чем выпуск распорядительного документа Департамента об уточнении граниац не представляется возможным.
Рофину А.Е. со ссылкой на положения статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" разъяснено его право самостоятельно внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН.
Порядок оказания государственных услуг по оформлению земельно-правовых отношений регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы". Данным нормативным правовым актом устанавливается форма запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, определен перечень необходимых документов, последовательность и сроки административных процедур и принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по заявлению физического или юридического лица, либо их уполномоченных представителем. Согласно приложению 21 к Административному регламенту предусмотрена процедура предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодатальства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что, рассматривая обращения административного истца, адмиинстративные ответчики действовали в рамках установленной компетенции, нарушения прав и законных интересов административного истца ими не допущено.
Ответ Управления Росреестра по Москве от 30 августа 2019 года за исх.N03-4988/2019, ответ ДГИ от 27 августа 2019 года за исх.N ДГИ-ГР-32101/19-1 не являются ответами на заявления об оказании государственной услуги, носят информационный характер, в связи с чем их нельзя квалифицировать как отказ в предоставлении соответствующей государственной услуги в соответствии с требваниями Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ и Административным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП.
Таким образом, избранный административным истцом способ восстановления своего предположительно нарушенного права, а именно обязание Управления Росреестра по Москве, ДГИ г.Москвы устранить допущенные нарушения его прав, совершив необходимые действия по определению и внесению в ГКН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером *, не соответствует существу собственно нарушенного права, опредленного рассмотрением обращений Рофина А.Е. в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков нарушений действующего законодательства.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы административного истца по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Доводы Рофина А.Е. о том, что земельный участок с кадастровым номером * относится к земельным участкам, на которые государственная собственность не разграничена, в связи с чем полномочия собственника в отношении него осуществляет город Москва, выполнение указанных полномочий возложено на Департамент городского имущества г.Москвы, который обязан осуществить процедуру согласования границ указанного земельного участка, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, Рофин А.Е. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером *, расположенного в пределах названного выше земельного участка, а его неоднократные обращения в ДГИ г.Москвы, Управление Росреестра по Москве вызваны намерением прибрести данный земельный участок в собственность, на что Рофин А.Е. ссылался в административном исковом заявлении. Таким образом, определение местоположения границ данного земельного участка подлежит осуществлению в прямом и непосредственном интересе самого административного истца.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рофина А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.