Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
с участием прокурора Ларионовой О.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1181/2020 по административному исковому заявлению Терещенко Натальи Васильевны о признании недействующим в части Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", УСТАНОВИЛ:
Административный истец Терещенко Наталья Васильевна обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 18 марта 2017 года в части включения в ориентировочную санитарно-защитную зону в разделе 1 книги 13 территориальной части Правил землепользования и застройки Троицкого административного округа г. Москвы на листе карты В 12-5-3-1, земельного участка с кадастровым номером.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец на основании договора дарения является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва,. Из содержания градостроительного плана земельного участка следует, что вся территория земельного участка попадает в ориентировочную санитарно-защитную зону. В ответ на обращение в Мосгорстройнадзор, административный истец получила уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду нахождения его в границах санитарно-защитной зоны согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 28.03.2017г.
По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта в части включения в ориентировочную санитарно-защитную зону в разделе 1 книги 13 территориальной части Правил землепользования и застройки Троицкого административного округа г. Москвы на листе карты В 12-5-3-1, земельного участка с кадастровым номером противоречат статьям 6, 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьям 14, 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, как указала административный истец, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают ее права и законные интересы, поскольку ограничивают право пользования земельным участком, лишают ее возможности осуществления строительства на принадлежащем ей земельном участке.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Москомархитектуры против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменных пояснений. Представитель Управления Роспотребнадзора по Москве указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Представитель Мосгорстройнадзора в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшей, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
Оспариваемым постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 18 марта 2017 года утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) правила землепользования и застройки представляют из себя документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 63 ГрК РФ правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии со ст. 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе, регулирование градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс Москвы, ГрК Москвы) разработка, рассмотрение, утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений осуществляются в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с настоящим Кодексом. Основанием для их разработки является правовой акт Правительства Москвы
или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, в котором определены этапы и сроки выполнения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки или проекта внесения в них изменений.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления Правительства Москвы -нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты Правительства Москвы принимаются Правительством Москвы, Президиумом Правительства Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", подписанное Мэром Москвы, и приложение к нему опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы 14 апреля 2017 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Москвы в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, которое осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований и прочее.
Согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В ч. 5 ст. 30 ГрК РФ указано, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, среди прочих, охранные, санитарно-защитные зоны, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В период утверждения постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", порядок установления санитарно-защитных зон регулировался требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014).
Требования правил, введенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным
законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ
вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона
(СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII (Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них) и приложениями 1 - 6
к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с главой VII (Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
Из данного СанПиН следует, что в зависимости от класса и назначения объекта определяется ориентировочная санитарно-защитная зона.
Земельный участок с кадастровым номером находится в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны фермы крупного рогатого скота.
Согласно п. 7.1.11 (Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства) главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для фермы крупного рогатого скота определен III класс опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны в 300 м.
Согласно публичной кадастровой карте Росреестра в разделе разрешенное использование земельного участка с кад. N (территория ООО "Лестехстрой"): для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; по документу: для обслуживания и использования недвижимого имущества, для сельскохозяйственного производства.
Как указано в выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Лестехстрой" является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.
В соответствии с п. 7.1.11. (Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов III класса имеющие вид фермы крупного рогатого скота устанавливается санитарно-защитная зона 300 м.
Также согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Описание границ санитарно-защитной зоны ООО "Лестехстрой" представлено в составе графических материалов правил землепользования и застройки Москвы, следовательно, в силу 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ такая зона считается установленной.
Таким образом, на момент утверждения правил землепользования и застройки города Москвы имелась информация о земельном участке ООО "Лестехстрой", на котором расположена ферма крупного рогатого скота.
Описание границ зоны представлено в тексте оспариваемого постановления Правительства Москвы (его графической части) следовательно, в силу 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ такая ориентировочная санитарно-защитная зона считается установленной, она отображена в правилах землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кроме того, согласно части 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 статьи 26, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018г. с 01 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
На основании вышеизложенного следует, что на момент утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, санитарно-защитные зоны для объектов, устанавливались главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, опубликован, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Терещенко Натальи Васильевны о признании недействующим в части Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.