Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
с участием прокурора Ларионовой О.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1656/2020 по административному исковому заявлению ООО "ТИРОН" о признании недействующим в части Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил п ризнать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в части распространения санитарно-защитных зон:
1. СЗЗ от объекта по производству бетона ООО "Алнстрой-тротуар", расположенного на земельном участке с кадастровым номером
_
2. СЗЗ от объекта Эксплуатация асфальтобетонного завода ООО "Трансстромсервис" (АБЗ), расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами ;
3. СЗЗ от объекта Бетонный завод ООО "Крот и К", расположенного на земельном участке с кадастровыми номерами ;
4. Для ведения КФХ От участков Шахова СЗЗ 50м;
5. Для ведения КФХ От участка ;
6. СЗЗ от объекта Производственно-складская база ООО "САЛАРЬЕВО-КА", расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами ;
7. Для ведения КФХ от участка, указанных на листе Е7-7 -1 -3 Карты градостроительного зонирования "Границы санитарно-защитных зон. Новомосковский административный округ города Москвы" раздела 1 книги 12 территориальной части Правил землепользования и застройки города Москвы) на земельные участки с кадастровыми номерами по адресу: Москва, п Московский, д. Саларьево, категория земель: Земли населённых пунктов, площадь 77 391+/- 97 кв.м.; по адресу: Москва, п Московский, д. Саларьево, категория земель: Земли населённых пунктов, площадь земельного участка 33 307 ? 64 кв.м; по адресу: Москва, п Московский, д. Саларьево, категория земель: Земли населённых пунктов, площадь земельного участка 13 643 ?41 кв.м.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами. Из градостроительных планов земельных участков следует, что земельные участки полностью или частично расположены в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны, установленной на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74. При этом, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
По мнению административного истца, нахождение земельных участков в границах санитарно-защитной зоны исключает использование земельных участков по их назначению. Как указал административный истец, до настоящего момента проекты санитарно-защитной зоны не установлены, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы не составлялось, размеры и границы санитарно-защитной зоны главным государственным санитарным врачом города Москвы не утверждались.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Москомархитектуры против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменных пояснений. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Представитель Мосгорстройнадзора в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшей, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
Оспариваемым постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 18 марта 2017 года утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) правила землепользования и застройки представляют из себя документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 63 ГрК РФ правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии со ст. 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе, регулирование градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс Москвы, ГрК Москвы) разработка, рассмотрение, утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений осуществляются в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с настоящим Кодексом. Основанием для их разработки является правовой акт Правительства Москвы
или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, в котором определены этапы и сроки выполнения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки или проекта внесения в них изменений.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления Правительства Москвы -нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты Правительства Москвы принимаются Правительством Москвы, Президиумом Правительства Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", подписанное Мэром Москвы, и приложение к нему опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы 14 апреля 2017 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Москвы в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, которое осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований и прочее.
Согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В ч. 5 ст. 30 ГрК РФ указано, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, среди прочих, охранные, санитарно-защитные зоны, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В период утверждения постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", порядок установления санитарно-защитных зон регулировался требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014).
Требования правил, введенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным
законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ
вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона
(СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII (Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них) и приложениями 1 - 6
к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с главой VII (Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
Из данного СанПиН следует, что в зависимости от класса и назначения объекта определяется ориентировочная санитарно-защитная зона.
Согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
В ч. 5 ст. 30 ГрК РФ указано, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах. При этом согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены в том числе санитарно-защитные зоны.
Учитывая изложенное, при утверждении правил землепользования и застройки города Москвы на карте градостроительного зонирования были отображены следующие ориентировочные санитарно-защитные зоны:
- санитарно-защитная зона от объекта для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по адресу: г. Москва, п. Московский, д. Саларьево (кад. N), (V класс опасности);
- санитарно-защитная зона от объекта для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (от участков Шахова) по адресу: г. Москва, п. Московский, д. Саларьево, ул. Картмазовская, влд. 48 (кад. N), влд. 49 (кад. N) (V класс опасности);
- санитарно-защитная зона от объекта для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по адресу: г. Москва, п. Московский, д. Саларьево, участок N 2п (кад. N) (V класс опасности);
- санитарно-защитная зона от объектов для строительства складского помещения; для устройства временных ангаров и автостоянки; размещение производственно-складской базы по адресам: г. Москва, пос. Московский, вблизи д. Саларьево, уч. N С14 (кад. N), г. Москва, пос. Московский, п. Саларьево, д. 1-а (кад. N), г. Москва, пос. Московский, в районе д. Саларьево, уч. N С20ю (кад. N) (V класс опасности);
- санитарно-защитная зона от объекта Бетонный завод на земельном участке С кад. N (III класс опасности);
- санитарно-защитная зона от объекта по производству бетона по адресу: г. Москва, пос. Московский, в районе д. Саларьево, уч.N 22/2г/1 (кад. N) (III класс опасности);
-санитарно-защитная зона от объекта Эксплуатация асфальтобетонного по адресу: г. Москва, пос. Московский, в районе д. Саларьево, уч. N 22/2Г/1
(кад.N) и уч.N 22/2г/3 (кад. N)
(II
класс опасности).
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с
особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
В период утверждения постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" порядок установления санитарно-защитных зон регулировался требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II
класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
Согласно ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в ч. 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Судом установлено, что описание границ санитарно-защитных зон, оспариваемых в настоящем деле, представлено в составе графических материалов Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы N 120-ПП.
Согласно ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в ч. 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного ч. 11 настоящей статьи.
Следовательно, в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего в момент утверждения постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", было определено установление санитарно-защитных зон в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Таким образом, ориентировочные санитарно-защитные зоны в правилах землепользования и застройки отображены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, опубликован, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "ТИРОН" о признании недействующим в части Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.