Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ромашове Е.Д., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3919/2019 по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды ПРИНЦИПЪ" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 24 июля 2018 г. N 797-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП", УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городско суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 24 июля 2018 г. N 797-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП", ссылаясь на то, что оспариваемым постановлением были внесены изменения в Правила землепользования и застройки г. Москвы в части установления территориальной зоны жилой застройки земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002012:43, по ул. Лобненская, вл.13, который ранее входил в состав Природного комплекса и относился к зоне, исключавшей уничтожение природного комплекса, тогда как оспариваемый нормативно-правовой акт изменил параметры допустимого ведения хозяйственной деятельности и отменил статус участка, как зоны охраняемого природного ландшафта, тогда как в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" участок расположен в границах специализированной лечебно-оздоровительной общественной зоны N 8 района Дмитровский в г. Москве, которая относится к зоне сохранения и комплексного благоустройства сложившейся территории. Также в обоснование заявленного требования указано на противоречие оспариваемого постановления ст. ст. 9, 18, 31 и 34 Градостроительного кодекса РФ, и ст. ст. 61, 49, 34 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" и на недопустимость ухудшения состояния природных комплексов, находящегося в прямой взаимосвязи с состоянием здоровья неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца Дмитриев А.В. в суд явился, заявленное требование и ранее представленные письменные объяснения (л.д. 64-67) поддержал, возражения административного ответчика полагал несостоятельными. Компетенцию административного ответчика на принятие спорного нормативно-правового акта, а также процедуру его принятия и введения в действие представитель административного истца не оспаривал.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектуры) Горин Е.Д. и Аветисян Э.Л. в суд явились, иск не признали, поддержали ранее представленные письменные возражения (л.д. 71-80), где указали в частности, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает. Представители указали также, что границы объекта природного комплекса N 27 Северного административного округа Москвы (далее - ПК) были установлены не Законом города Москвы "О генеральном плане города Москвы", а постановлением Правительства Москвы N 38 от 19.01.1999 г. "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", и названное постановление было изменено постановлением Правительства Москвы N 905-ПП от 09.08.2018 г, которое не оспаривается административным истцом и которым границы названного объекта ПК были уточнены: из его состава исключена часть территорий, в том числе земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002012:43, с компенсацией общего размера ПК за счет иных включенных в него территорий и с присвоением наименования "Озеленная территория вдоль Клязьминской улицы", кроме того, на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 14.12.2017 г. было принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы, корректировке границ Природного комплкса с целью исключения из него земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лобненская, вл.13, которое не могло не учитываться при принятии оспарвиаемого постановления.
Представитель АО "Специализированный застройщик "Столичный комплекс", являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002012:43 и привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица - Макарова А.В и Котелкина И.Н. - в суд явились, поддержали возражения административного ответчика и Москомархитектуры, а также ранее представленные письменные возражения, где указали, что в настоящее время оспариваемое постановление соответствует Правилам землепользования и застройки г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП, а также постановлению Правительства Москвы N 38 от 19.01.1999 г. с последующими изменениями, в связи с чем, а также в связи с отсутствием нарушения прав административного истца и неопределенного круга лиц, оснований для его признания недействующим не имеется.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица и заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Применительно к правилам, изложенным в части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с правилами, приведенным в ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о строительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе иных относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Положениями статьи Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий, в числе иного, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, организует разработку, реализацию и актуализацию Генерального плана города Москвы, осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, а также утверждает правила землепользования и застройки в городе Москве, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов;
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия оспариваемого нормативного правового акта, и его полномочия в принятии постановления от 24 июля 2018 г. N 797-ПП сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" Постановление от 24 июля 2018 г. N 797-ПП подписано Мэром Москвы и опубликовано в установленном порядке; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы"; до принятия оспариваемого постановления были проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы в части территории земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002012:43 : по их тогам оформлен протокол N 344 от 05.05.2018 г, публичные слушания признаны состоявшимися.
Оспариваемыми положениями постановления Правительства Москвы от 24.07.2018 г. N 797-ПП предусмотрено в частности:
Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. N 711-ПП):
1.1. Лист F3-5-1-3 карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
1.2. Лист F3-5-1-3 карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Северный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
1.3. Раздел 2 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнить подразделом "Пункт 613" в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002012:43, по ул. Лобненская, вл.13, находится в собственности АО "Специализированный застройщик "столичный комплекс"; право собственности зарегистрировано 07.11.2018 г.; в реестре имеется более 450 записей об обременении участка, в том числе правами физических лиц - участников долевого строительства (л.д. 164-251).
Также судом установлено, что указанный выше участок в составе иных был включен в границы охраняемого природного ландшафта "Военный госпиталь по Клязминской улице" постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 г. N 38 "О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса их описанием и закреплением актами красных линий"; иными нормативно-правовыми актами города Москвы границы природного комплекса в районе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002012:43 на момент принятия Закона г. Москвы от 05.05.2010 г. "О генеральном плане города Москвы" не устанавливались. В последующем постановлением Правительства Москвы от 09.08.2018 г. N 905-ПП (л.д. 155-160) в постановление Правительства Москвы от 19.01.1999 г. N 38 были внесены изменения, согласно которым границы зон охраняемого природного ландшафта были изменены, в частности, объекту природного комплекса "Военный госпиталь по Клязминской улице", на территории которого находился земельный участок с указанным выше кадастровым номером, присвоено новое наименование - "Озелененная территория вдоль Клязьминской улицы" и участок с кадастровым номером 77:09:0002012:43 исключен из его состава с компенсацией включением в состав данной территории иных озелененных объектов (пп. 3, 4 постановления N 905-ПП); постановление Правительства Москвы от 19.01.1999 г. N 38 административным истцом не оспаривается. Таким образом, на дату обращения административного истца в суд с рассматриваемым требованием оспариваемые им положения постановления Правительства Москвы от 24.07.2018 г. N 797-ПП не противоречили нормативно-правовому акту, которым в отношении земельного участка был установлен соответствующий режим.
В соответствии с графической частью Генерального плана г. Москвы (л.д. 109-112), земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002012:43 отнесен к зонам охраняемого природного ландшафта, специального назначения и ограниченного использования, и в то же время к специализированной общественной зоне; на момент введения в действие Закона города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" на территории земельного участка размещалось учреждение здравоохранения.
Согласно оспариваемому постановлению Правительства Москвы от 24.07.2018 г. N 797-ПП, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002012:43 были установлены следующие виды разрешенного использования: 2.0.0 - Размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1.0, 2.1.1.0, 2.2.0, 2.3.0, 2.5.0, 2.6.0, 2.7.1.0, 2.7.0; 3.5.1.0 - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, школы-интернаты, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению).
Поскольку наличие предусмотренных Генеральным планом зон охраняемого природного ландшафта, специального назначения и ограниченного использования, а также специализированной общественной зоны, не исключает ни возможности размещения объектов здравоохранения и образования, ни возможности размещения жилой застройки, то основания для вывода о противоречии оспариваемого постановления Правительства Москвы от 24.07.2018 г. N 797-ПП нормативным-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а именно, Закону города Москвы "О Генеральном плане города Москвы" и Градостроительному кодексу РФ, у суда не имеется. Вопросы сохранения природного ландшафта при строительстве конкретных объектов, не относятся к предмету доказывания по настоящему делу, поскольку подлежат рассмотрению при проведении экспертизы проектной документации.
Доводы административного истца о том, что постановление Правительства Москвы от 24.07.2018 г. N 797-ПП не соответствует ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", суд не может признать состоятельными, поскольку, как указывалось выше, вопросы сохранения зеленых насаждений подлежат разрешению про проведении экспертизы проектной документации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требования о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 24 июля 2018 г. N 797-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП".
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.