Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Самохиной А.Н.
с участием прокурора Левенко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное делоN3а-6542/2019 по административному иску С*, Г*о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП " О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: 5-ый Донской проезд вл. 21 со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров с подземной автостоянкой (ЮАО г. Москвы)".
УСТАНОВИЛ:
С*, Г*. обратились с требованиями признать недействующим постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП " О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: 5-ый Донской проезд вл. 21 со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров с подземной автостоянкой (ЮАО г. Москвы)".
Вторым требованием заявлено признать недействующим постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП " О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: 5-ый Донской проезд вл. 21 со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров с подземной автостоянкой (ЮАО г. Москвы)" в части продления срока до 31 декабря 2020 года для последующего строительства административно-гостиничного и административно-торгового комплексов общей площадью 390600 кв.м на земельном участке площадью 4, 6 га, строительный адрес: *.
Свои требования административные истцы обосновали тем, что оспариваемый акт относится к градостроительной документации и должен отвечать требованиям ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 09.07.2003 года N50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", в том числе требованию по согласованию градостроительной документации с собственниками земельных участков. Кроме того, истцы ссылались на ст. 22 Закона г. Москвы от 03.03.2004 года N13 "Об основах градостроительства в городе Москве", устанавливающую общие требования к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории города Москвы и указывали на то, что градостроительная документация о градостроительном планировании до ее утверждения подлежит обязательному общественному утверждению в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Административным ответчиком Правительством Москвы заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы, по причине того, что оспариваемый административными истцами акт не является нормативным.
Суд, обсудив заявленное ходатайство, выслушав представителей истцов, полагавших, что оснований для передачи дела по подсудности не имеется, представителей Правительства Москвы, префектуры ЮАО города Москвы, представителя ООО "Комплекс-Строй", поддержавших ходатайство о передаче дела по подсудности и заключение прокурора, полагавшего, что дело принято с нарушением правил подсудности и подлежит передаче в Тверской районный суд г. Москвы приходит к следующему.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Эти признаки, наличие которых является критерием разграничения нормативных и ненормативных правовых актов, приведены и Министерством юстиции Российской Федерации в разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом от 04.05.2007 N 88.В свою очередь, указанные разъяснения под правовой нормой понимают общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП " О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: 5-ый Донской проезд вл. 21 со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров с подземной автостоянкой (ЮАО г. Москвы)" следует, что данный акт не является нормативно-правовым, поскольку издан по конкретному вопросу реализации ООО "Комплекс-Строй" проекта строительства административно-делового и административно-гостиничного центров, включая предприятия торгового назначения на территории. Данным актом установлен срок ООО "Комплекс-Строй" на проектирование объектов строительства, предусмотрен порядок определения срока строительства и ввода в эксплуатацию инвестиционного проекта; установлено распределение площади между ООО "Комплекс-Строй" и г. Москва; а также установлены обязательства города Москвы и ООО "Комплекс-Строй", принятые в рамках реализации инвестиционного проекта. Таким образом, данный акт не содержит общеобязательных норм права и подлежит применению на период реализации инвестиционного проекта.
Доводы административных истцов о том, что пункты с 3 по 5.5 постановления носят нормативный характер, судом отклоняются в связи со следующим.
Так пункты, касающиеся обязанности ДГИ г..Москвы определить площадь квартир, необходимых для переселения и обеспечить переоформление прав пользователей нежилых помещений, расположенных в подлежащих сносу жилых домах и находящихся в собственности города Москвы на площадь, приобретаемую ООО "Комплекс-Строй" за счет собственных и привлеченных средств, с последующей передачей освобождаемых помещений инвестору под снос (п. 3.3.1-3.3.2), а также пункты касающиеся обязанности ООО "Комплекс-Строй" за счет собственных и привлеченных средств приобрести площадь в наборе квартир, необходимых для переселения граждан (п. 3.3), а также за свой счет и своими силами произвести вывод собственников жилых и нежилых помещений с учетом их согласия. А также пункты 5.3-5.5 постановления, устанавливающие обязанность: расселить нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, с участием уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы на площадь, предоставленную инвестором и передаваемую в собственность города Москвы, с последующей передачей в собственность инвестору освобождаемых жилых помещений;переселение осуществить в соответствии с Законом города Москвы от 31 мая 2006 г..N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" с предварительным получением согласия граждан на приобретаемую/передаваемую инвестором площадь;оформить в Департаменте городского имущества города Москвы договор краткосрочной аренды земельного участка на период проектирования и строительства; после фактического отселения всех жителей (п. 5.3) осуществить за свой счет снос ветхих строений в установленном порядке по адресу: 5-й Донской пр, вл. 21.
Перечень сносимых домов указать в инвестиционном контракте не носят нормативного характера, поскольку не содержат в себе правовой нормы (устанавливающей новую, изменяющей или отменяющей действующую юридическую норму) и рассчитанной на неоднократное применение.
Доводы о том, что на основании оспариваемого постановления в аренду ООО "Комплекс-Строй" передан земельный участок, необходимый для обслуживания дома 5 по адресу: *, а также, что на основании данного акта в договоре между городом Москвой и ООО "Комплекс-Строй" указан перечень подлежащих сносу жилых домов, в том числе дома, в котором расположены квартиры истцов, не указывает на признаки нормативного правового акта, посколькув оспариваемом постановлении отсутствуют правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на многократное применение. Указанные положения фактически носят распорядительный характер и поставлены в зависимость от возникновения или прекращения правоотношений между конкретными субъектами (в данном случае городом Москвой и ООО "Комплекс-Строй").
Суд отмечает, что ранее вопрос застройки земельного участка регулировался следующими распорядительными актами Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 27.04.1999 N375 "О признании ведомственного жилого дома по адресу: 5*, корпус 6 аварийным и принятии его в собственность города Москвы", которым признан аварийным и подлежащим сносу жилой дом по адресу: 5-й Донской проезд, 21, корпус 6.
Постановлением Правительства Москвы от 29.04.2003 N 303-ПП "О сносе аварийного здания по адресу: 5-й Донской пр, д. 21, корп. 6 и строительстве административно - делового центра с подземным гаражом - стоянкой (Южный административный округ)", которым отменено постановление Правительства Москвы от 27.04.1999 N 375 и привлечен в качестве инвестора ООО "Комплекс-Строй" для реализации в 2003-2006 гг. проекта сноса свободного от арендаторов и собственников аварийного здания по адресу: 5-й Донской пр, д. 21, корп. 6 (общей площадью 1397 кв. м) и строительства административно - делового центра с подземным гаражом - стоянкой.
Впоследствии постановление Правительства Москвы от 29.04.2003 N 303-ПП отменено постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП.
При этом целью издания данного постановления в редакции от 08.02.2005 года являлась осуществление программы комплексной реконструкции и строительства зданий в центре города Москвы и мероприятий по постановлению Правительства Москвы от 29.04.2003 N303-ПП "О сносе аварийного здания по адресу: 5-й Донской пр, д. 21, корп. 6 и строительстве административно-делового центра с подземным гаражом-стоянкой (Южный административный округ)", которое по своему содержанию также носилораспорядительный характер, регулирующий конкретные взаимоотношения между городом Москвой и ООО "Комплекс-Строй".
В соответствии с п.4 ст. 21 Закона г. Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об
основах градостроительства в городе Москве", действующего на момент издания спорного акта, основными видами градостроительной документации о градостроительном планировании являются:
1) градостроительные планы развития территории города Москвы, территорий административных округов, районов города Москвы;
2) территориальные схемы развития инфраструктур города, отраслей экономики города и городского хозяйства (далее также - территориальные схемы);
3) проекты реорганизации частей территории города Москвы (далее также - проекты планировки);
4) специальные виды градостроительной документации для объектов особого регулирования градостроительной деятельности.
Согласно ст. 26 Закона г. Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об основах
градостроительства в городе Москве" проекты реорганизации частей территории города Москвы - проекты планировки разрабатываются для территорий кварталов, микрорайонов, иных частей территории города Москвы, для которых установлена необходимость существенных градостроительных изменений (реорганизации), в том числе изменений функционального назначения, пространственной структуры территории, ее ландшафта, инфраструктур, застройки, благоустройства.
Проекты планировки определяют характеристики и параметры градостроительных изменений подлежащих реорганизации территорий с точностью до участка территории (земельного участка) отдельного градостроительного объекта.
Территории, подлежащие реорганизации, цели и задачи их реорганизации, границы разработки проектов планировки указанных территорий устанавливаются в соответствии с Генеральным планом, градостроительными планами развития территорий административных округов, районов города Москвы, территориальными схемами городского, окружного уровней, а также в соответствии с предпроектными градостроительными работами.
Проекты планировки являются основой для разработки городских целевых программ, решающих приоритетные для города задачи реорганизации частей его территории.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 27.03.2001 N 282-
ПП"Об утверждении Положения о составе и порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки жилых территорий в городе Москве"действующего на дату принятия оспариваемого акта, проект планировки определяет основные направления перспективного развития территории, ее архитектурно - планировочную структуру, принципы объемно - композиционного решения застройки и первоочередные мероприятия реализации проекта; культурно - бытовое, транспортное обслуживание, инженерное обеспечение; устанавливает градостроительное зонирование территории, границы объектов нормирования, основные показатели градостроительного развития территории.
Разделом III Положения о составе и порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки жилых территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.03.2001 N 282-ПП были утверждены требования к составу проекта планировки, который должен включать описание существующего использования территорииосновные направления градостроительного развития жилой территории, основные развития жилой застройки и пр.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Градостроительные регламенты, установленные Генеральным планом, образуют правила землепользования и застройки города Москвы, утверждаются законом города Москвы о Генеральном плане развития территории города Москвы.
В настоящее время в отношении спорной территории утвержден проект межевания согласно которому земельный участок N19 выделен для территории предназначенной для строительства по адресу: 5-ый Донской проезд д.21, в границы какого-либо утвержденного проекта планировки земельный участок не входит.
Постановлением Правительства от 28 марта 2017 года N120-ПП утверждены правила землепользования и застройки город Москвы, которыми для земельного участка установлены виды разрешенного использования.
Предмет спора - постановление Правительства Москвы от 08 февраля 2005 года N52-ПП "О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: 5-й Донской проезд, вл.21 со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров (ЮАО г. Москвы)" не регулирует вопросы об архитектурно - планировочной структуре, принципах объемно - композиционного решения застройки и первоочередных мероприятий реализации проекта; культурно - бытового, транспортного обслуживания, инженерного обеспечения; не устанавливает градостроительное зонирование территории, границы объектов нормирования, основные показатели градостроительного развития территории. Соответственно, не являлось на момент принятия и не является в настоящее время градостроительным документом, направленным на регулирование общественных отношений на определенной территории, рассчитанным на неоднократное применение.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, если при принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта судья придет к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться.
Если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства (например, по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ) и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу при условии, что не имеется иных препятствий для этого, например, таких как неподсудность дела суду, несоответствие поданного заявления и (или) приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным процессуальным законодательством. При установлении неподсудности спора дело передается в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 КАС РФ, статьей 39 АПК РФ.
Поскольку истцами оспаривается акт, носящий ненормативный характер, данный спор принят Московским городским судом с нарушением правил подсудности и на основании п.2 ч.2 ст. 27 КАС РФ подлежит передаче по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст.27, 194, 195, 198-199Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать административное дело N3а-6542/2019 по административному иску С*, Г*о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 года N52-ПП " О реализации проекта комплексной застройки земельного участка по адресу: * со строительством многофункциональных деловых и гостинично-торговых центров с подземной автостоянкой (ЮАО г. Москвы)" по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через Московский городской суд.
СудьяМосковского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.