Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЗАО "ФК Локомотив" Носова А.В. на постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, в отношении - Закрытого акционерного общества "Футбольный клуб "Локомотив" (далее -ЗАО "ФК Локомотив"), установил:
15 октября 2019 года заместителем начальника 6-го отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве, в отношении ЗАО "ФК Локомотив" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ.
Протокол и материалы дела переданы в Преображенский районный суд, постановлением которого ЗАО "ФК Локомотив" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в ** рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ** А.В. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что протокол осмотра подписан не уполномоченным лицом; должностным лицом незаконно отказано в удовлетворении ходатайства; ЗАО "ФК Локомотив" не является субъектом данного правонарушения, так как не является организатором официальных спортивных соревнований; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока.
В судебном заседании защитник ** А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным основаниям.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ** А.В, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации" обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются настоящим Федеральным, а также правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований, собственники, пользователи объектов спорта в соответствии
с законодательством Российской Федерации (ч. 1.9 приведенной статьи).
Требования к инфраструктуре мест проведения соревнований, оборудованию объектов спорта в целях обеспечения общественного порядка
и общественной безопасности, в том числе, распространяющиеся
на соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, обязанность собственника (пользователя) объекта спорта, включая надлежащего содержания инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения
в местах проведения соревнований, и осуществление технического оборудования объекта спорта, совместную организацию с организатором соревнований контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы содержатся в обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований Постановление Правительства РФ
от 18.04.2014 N 353.
Пунктом 3 указанной нормы определено, что основной задачей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в местах проведения соревнований.
Пунктом 5 Правил установлено, что места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований. Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из содержания подпунктов "в", "е" и "з" п. 17 Правил собственник (пользователь) объекта спорта обязан: совместно с организатором соревнований организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы; совместно с организатором соревнований информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований", и о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации зрителей, а также обеспечивать деятельность контролеров-распорядителей;
Согласно пп.ж п.19 Правил организатор соревнования обязан организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы в местах проведения соревнований в период их проведения.
В соответствии с Постановления Правительства РФ
от 18.04.2014 N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований помимо требований, указанных в настоящих Правил, должны быть оборудованы или снабжены:
информационными табло и (или) стендами; системой контроля
и управления доступом; системой охранной телевизионной; системой охранной и тревожной сигнализации; системой охранного освещения;
системой экстренной связи; системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения
в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа, предусмотренного настоящих Правил, с возможностью хранения информации не менее одного месяца.
В целях реализации положений указанных обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, Приказом МВД России от 17.11.2015 N 1092 (далее - Приказ) утверждены Требования к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Разделом III Приказа установлены требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка
и общественной безопасности.
В соответствии с п. 4 Требований, объекты инфраструктуры мест проведения соревнований с учетом планируемого посещения зрителей организатором соревнования совместно с собственником (пользователем) объекта спорта должны оборудоваться в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Требованиям. Приложениями NN 1 и 2 также закреплены нормативные показатели по оснащенности спортивных объектов помещениями и техническими средствами.
Согласно пункту 6.1 Приказа пункт управления нарядами должен быть расположен с учетом визуального наблюдения за поведением зрителей.
Пунктом 25 Приказа определено, что стадионы для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности оснащаются:
Средствами инженерно-технической укрепленности, техническими средствами досмотра, техническими средствами охраны.
Пунктом 27 предусмотрено, что средства инженерно-технической укрепленности места проведения соревнования могут быть стационарными или временными, на период проведения соревнования, и предназначены для:
Ограждения периметра места проведения соревнования, ограждения отдельных участков места проведения соревнования, а также зон ограниченного доступа, ограждения, с целью создания коридоров для формирования из общего потока нескольких потоков граждан, Пунктом 31 Приказа определен перечень технических средств досмотра:
Стационарный металлообнаружитель и портативный (ручной) металлодетектор, досмотровая рентгеновская техника и ручной сканер скрытых полостей, стационарная рентгеновская цифровая сканирующая система, автоматизированная система досмотра днища автотранспорта, комплект досмотровых эндоскопов и зеркал, средство обнаружения взрывчатых веществ, средство радиационного контроля, индикатор электромагнитных
и акустических полей, индикатор опасных жидкостей, локализатор взрыва.
Кроме того, согласно пунктов 46.1, 46.2 указанного Приказа система контроля управления доступом (далее - СКУД) должна включать следующие средства контроля управления доступом: устройства преграждающие управляемые (далее - УПУ) и устройства считывающие и идентификаторы (далее - УСиИД). Следует отметить, что СКДУ это обязательный элемент комплексной системы безопасности, позволяющей контролировать входящих
и выходящих людей, что эффективно защищает объект от проникновения
на его территорию нежелательных людей и позволяет разграничить проход посетителей и сотрудников в ответственные помещения.
Согласно п. 9.3.11, 9.4.9 и 9.4.2 Приложением N 2 к настоящим Требованиям объекты спорта (стадионы) на котором запланировано присутствие до 5000 зрителей обязательно должны быть оснащены техническими средствами охраны - локализатором взрыва, комплектом досмотровых эндоскопов и зеркал.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 01 октября 2019 года в 21 час 53 минуты, сотрудником полиции 6 отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве, в ходе проведения осмотра территории, были выявлены нарушения пользователем АО "Футбольный клуб "Локомотив", объекта спорта - стадион "РЖД-Арена" по адресу: **, д. 125 А, при проведении официального спортивного мероприятия, внесенного в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий на 2019 год, утвержденный приказом Минспорта России от 27.12.2018 года N 1090 "Об утверждении Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2019 год" за NN 40905 и 40907, а именно футбольного матча Лиги чемпионов УЕФА 2019/2020 между командами "Локомотив" Россия и "**" Испания, правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353, а именно: отсутствуют: досмотровая рентгеновская техника (не менее одной на шесть точек пропуска); система видеонаблюдения, позволяющая осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований (система распознания лиц); средства обнаружения взрывчатых веществ, локализаторы взрыва; зона осмотра транспортных средств не оборудована необходимыми техническими средствами, в том числе: ручными рентгеновскими сканерами скрытых полостей (не менее одного на каждой зоне осмотра транспортных средст; средствами обнаружения взрывчатых веществ (не менее одного комплекта на полосу для проезда); локализаторами взрыва.
На въездном КПП обнаружено одно устройство - эндоскоп с зеркалом (со слов сотрудника ЧОП "Зубр" находился в нерабочем состоянии, при досмотре въезжающих транспортных средств не применялся). Места для хранения предметов запрещенных для проноса не оснащены техническими средствами: средство выявления взрывчатых веществ; ручными рентгеновскими сканерами скрытых полостей. Кроме того на объекте отсутствуют: сведения о принятых технических решениях, предусмотренных пунктом 63 Приказа МВД России от 17.11.2015 N 1092, в части, касающейся возможности обеспечения записи звукового сигнала вместе с изображением; система тревожной сигнализации по периметру безопасности; система разделения потоков граждан; рентгенотелевизионные интроскопы. В нарушение требований пункта 6.1 Приказа МВД России от 17.11.20115 N 1092 пункт управления нарядами расположен без учета визуального наблюдения за поведением зрителей. Система охранного освещения (далее - СОО) в подтрибунных помещениях, лестничных маршах, служебных и технических помещениях, а также об обеспечении указанной СОО энергопитанием по соответствующей категории обеспечена не в полном объеме.
Действия ЗАО "ФК Локомотив" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ.
Факт совершения ЗАО "ФК Локомотив" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: рапортом заместителя начальника 6 отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве Б. А. Бандура; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01 октября 2019 года; письмом заместителя начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по г. Москве Н.А. Федорука, адресованное генеральному директору АО ФК "Локомотив" об исполнении требований приказа МВД России от 17 ноября 2015 года N 1092 "Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; письмом директора по безопасности АО ФК "Локомотив"; договором доверительного управления N ЦРИ /4/ДУ/2920/14/000001 от 30 апреля 2014 года; дополнительным соглашением N 5 к договору доверительного управления от 25 сентября 2018 года; протоколом об административном правонарушении АА N 0030836 от 15 октября 2019 года; договором N 37Ф-16/К от 19 февраля 2016 года; правоустанавливающими документами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда исследовал собранные по делу доказательства, оценил их в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к правильному выводу о совершении наименование организации административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении, не имеется.
Доводы жалобы о том, что ЗАО "ФК Локомотив" не является собственником объекта спорта, в связи с чем не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку стадион "РЖД Арена" находится в фактическом владении и пользовании иного юридического лица, техническое оснащение и обеспечение безопасности во время матча осуществляет ООО "**", явились предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованы признаны несостоятельными.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ЗАО "ФК Локомотив" имеется состав правонарушения, поскольку данное лицо является пользователем объекта спорта.
Согласно ч. 1.9 ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к ответственности за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований могут быть привлечены как организаторы таких соревнований, так и собственники и пользователи объектов спорта.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ЗАО "ФК Локомотив" имелась возможность для соблюдения законодательства по приведению объекта спорта в надлежащее по безопасности состояние при проведении официальных спортивных мероприятий, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка на пп.а п.17 Правил несостоятельна, поскольку в соответствии с указанной нормой обязанность обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, и осуществлять техническое оборудование объекта спорта возложена не только на собственника объекта, но также и на его пользователя. А в соответствии с пп.в п.17 и пп.ж п.19 Правил организация контрольно-пропускного и внутриобъектового режима относится и к организатору.
Доводы жалобы о том, что заместитель начальника 6-го отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении даты составления протокола об административном правонарушении для предоставления дополнительных материалов, не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, так как по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ должностное лицо, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Требования ст. 24.4 КоАП РФ заместителя начальника 6-го отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайств должностное лицо мотивировало в определении от 15.10.2019 года (л.д.20). Обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, не имеется. При этом представители Общества имели возможность представить дополнительные документы на стадии рассмотрения дела в Преображенском районном суде г. Москвы.
Ссылка защитника о том, что протокол об административном правонарушении от 15 октября 2019 года подписан лицом, не являющимся работником ЗАО "ФК Локомотив", без соответствующих полномочий на представление интересов Общества при производстве по делу, несостоятельна.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 15 октября 2019 года следует, что от имени ЗАО "ФК Локомотив" при его составлении присутствовал защитник, действующий на основании выданной ему доверенности, - ** А.В, который пользовался всеми процессуальными правами, предусмотренными ст. 25.5 КоАП РФ, давал объяснения по событию вмененного Обществу правонарушения, собственноручно подписал протокол об административном.
Довод о том, что протокол осмотра подписан ненадлежащим лицом несостоятелен.
В соответствии с КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Из материалов дела усматривается, что протокол осмотра, проводился в присутствии директора стадиона, директора департамента ООО "**", в чье доверительное управление передан стадион, а также в присутствии представителя АО ФК "Локомотив", начальника отдела по организации и проведению мероприятий ** А.Л.
Каких-либо возражений от данных лиц, в том числе касающихся отсутствия у них полномочий не поступило.
Из положений ч.6 ст. 27.8 КоАП РФ следует, что протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов может быть подписан не только законным представителем юридического лица, но, и иным представителем юридического лица.
Таким образом, требования положений вышеуказанной статьи при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений были соблюдены.
Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ не влечет отмену постановления суда, поскольку данные сроки не являются пресекательными.
Нарушений прав ЗАО "ФК Локомотив" на защиту судом второй инстанции - не установлено.
Административное наказание назначено ЗАО "ФК Локомотив" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения ЗАО "ФК Локомотив" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, в отношении ЗАО "ФК Локомотив", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.