Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника АО "Столичные аптеки" Фарафонтова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Столичные аптеки" Фарафонтова А.В. на постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Столичные аптеки", УСТАНОВИЛ:
22 ноября 2019 года Главным инспектором отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы (далее - Мосгорнаследие) в отношении акционерного общества "Столичные аптеки" (далее - АО "Столичные аптеки", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Коптевский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Коптевского районного суда города Москвы от 26 декабря 2019 года АО "Столичные аптеки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "Столичные аптеки" Фарафонтов А.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что для выполнения второго пункта предписания от 20 февраля 2018 года Обществу требовался акт технического состояния объекта, за подготовкой которого Общество обратилось в Департамент культурного наследия 19 февраля 2018 года письмом N 171 ещё до издания распоряжения от 25 сентября 2018 N 416. На протяжении всего времени АО "Столичные аптеки" неоднократно письмами N 671 от 29 июня 2018 года, N 496 от 01 июля 2019 года обращалось в Мосгорнаследие с просьбой подготовить и выслать запрошенный акт с целью начала производства работ, который был изготовлен и направлен 19 августа 2019 года, то есть только по истечении 18 месяцев. В акте технического состояния объекта имелись несоответствия и опечатки, которые Общество просило устранить письмом N 673 от 10 сентября 2019 года, в том числе продлить срок выполнения пункта N 2 предписания, однако, несмотря на это, должностным лицом Мосгорнаследия 22 ноября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; имеются основания для признания вменённого АО "Столичные аптеки" административного правонарушения малозначительным.
В судебное заседание защитник АО "Столичные аптеки" Фарафонтов А.В. явился, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Мосгорнаследия "***" М.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснила, что изготовление 06 августа 2019 года и направление в адрес АО "Столичные аптеки" акта технического состояния объекта, содержащего техническую описку в указании года вынесения предписания, устранённую Мосгорнаследием, никак не влияло на выполнение п. 2 предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия N П42/2018-416/18П от 26 октября 2018 года, поскольку разработка и согласование проекта по сохранению занимаемых помещений Объекта 2 для современного использования в установленном для города Москвы порядке могли осуществляться и без наличия указанного акта технического состояния объекта. Общество не обращалось в Мосгорнаследие с ходатайством о продлении срока выполнения предписания, каких-либо мер, направленных на разработку проекта по сохранению объекта для современного использования, не предпринимало.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "Столичные аптеки" Фарафонтова А.В, представителя Мосгорнаследия "***" М.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по приспособлению памятника для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно материалам дела, АО "Столичные аптеки", находящееся по адресу: "***", в срок до 10 октября 2019 года не выполнило п. 2 законного предписания Мосгорнаследия N П42/2018-416/18П от 26 октября 2018 года об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно: в установленном для города Москвы порядке не разработало и не согласовало проект по сохранению занимаемых помещений объекта культурного наследия регионального значения ""***"" по адресу: "***" для современного использования, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Столичные аптеки" административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22 ноября 2019 года; распоряжением исполняющего обязанности руководителя Мосгорнаследия от 17 октября 2019 года N 644 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Столичные аптеки"; актом внеплановой документарной проверки в отношении АО "Столичные аптеки" N В171/2019-644/19А от 12 ноября 2019 года; фотоматериалом; копией свидетельства о государственной регистрации права; письмом начальника Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия, а также другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии АО "Столичные аптеки" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, проверялись судьёй районного суда при рассмотрении жалобы и правильно были признаны несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что с момента получения 26 октября 2018 года предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия N П42/2018-416/18П от 26 октября 2018 года АО "Столичные аптеки" не предпринимались какие-либо надлежащие и достаточные меры по исполнению его второго пункта - проект по сохранению занимаемых помещений объекта культурного наследия регионального значения ""***"" по адресу: "***" для современного использования не разрабатывался и не согласовывался, что в частности подтверждается актом внеплановой проверки от 12 ноября 2019 года.
Ссылки в жалобе на акт технического состояния объекта культурного наследия от 06 августа 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку, как пояснила представитель Мосгорнаследия "***" М.А. в судебном заседании, отсутствие указанного акта не препятствовало исполнению п. 2 предписания.
В материалах дела не имеется данных об обращении АО "Столичные аптеки" с ходатайством о продлении срока исполнения предписания N П42/2018-416/18П от 26 октября 2018 года, равно как и о его обжаловании в установленном законом порядке.
Вопреки утверждению заявителя, в письме АО "Столичные аптеки" N 673 от 10 сентября 2019 года, направленном в Могорнаследие, указывалось на ошибочность включения в акт технического состояния нежилого помещения площадью 255, 3 кв.м. по адресу: "***", полученный Обществом 19 августа 2019 года, работ по предварительной разработки проектной документации в срок до 10 октября 2019 года; указание в п. 1 перечня нового срока выполнения работ не менее 12 месяцев, а также имелась ссылка на техническую ошибку, допущенную в акте технического состояния Объекта, в части года выдачи предписания N П42/2018-416/18П.
На обращение АО "Столичные аптеки" Мосгорнаследием 19 сентября 2019 года дан ответ, в соответствии с которым в октябре 2018 года в ходе плановой выездной проверки в отношении АО "Столичные аптеки" Мосгорнаследием выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в том числе в части колористического решения оконных переплётов занимаемых помещений Объекта.
В целях устранения выявленных нарушений Мосгорнаследием АО "Столичные аптеки" выдано предписание от 26 октября 2018 года N П42/2018-416/18П, которым в том числе предусмотрено разработать проектную документацию по сохранению занимаемых помещений в порядке, установленном в городе Москве, в срок до 10 октября 2019 года.
Виды и сроки выполнения работ по акту технического состояния Объекта установлены в соответствии с выданным Мосгорнаследием 26 октября 2018 года предписанием. Замечания в части даты выдачи Предписания Мосгорнаследием учтены, соответствующие изменения внесены в раздел 5 акта технического состояния.
Таким образом, бездействие АО "Столичные аптеки", которое не разработало и не предоставило на согласование в Мосгорнаследие в срок до 10 октября 2019 года проектную документацию по сохранению фасадов объекта культурного наследия регионального значения в части заполнений оконных и дверных проёмов занимаемых помещений, то есть не выполнило п. 2 законного предписания Мосгорнаследия N П42/2018-416/18П от 26 октября 2018 года, правильно квалифицировано по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Равным образом указание защитника на наличие оснований для освобождения АО "Столичные аптеки" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью административного правонарушения, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится, с учётом положений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. В соответствии с ним малозначительным правонарушением является действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьёй в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств.
Между тем невыполнение АО "Столичные аптеки" предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, само по себе свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, поскольку создаёт угрозу сохранения объекта культурного наследия.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО "Столичные аптеки" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Столичные аптеки" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Столичные аптеки" Фарафонтова А.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.