Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием прокурора отдела Прокуратуры города Москвы Оглио Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ИНГОДА" "***" Н.К. на постановление N 0402-1067/2019/КопМП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28 августа 2019 года и решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 23 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНГОДА", УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0402-1067/2019/КопМП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28 августа 2019 года общество с ограниченной ответственностью "ИНГОДА" (далее - ООО "Ингода", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Коптевского районного суда города Москвы от 23 октября 2019 года постановление N 0402-1067/2019/КопМП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28 августа 2019 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "ИНГОДА" "***" Н.К. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "ИНГОДА" "***" Н.К. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда и прекратить производство по делу, ссылается на то, что имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку Общество совершило административное правонарушение впервые, отсутствуют причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде и другие неблагоприятные последствия.
Генеральный директор ООО "ИНГОДА" "***" Н.К. или защитник в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, не подавали ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы "***" А.П, опрошенный с судебном заседании по обстоятельствам дела, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы "***" А.П, заключение прокурора Оглио Е.Ф. о законности и обоснованности постановления должностного лица и решения судьи районного суда, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 4.42 КоАП города Москвы наступает за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления города Москвы" деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП утверждены Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями горда Москвы на занимаемых земельных участках (далее - Требования).
На основании п. 4.1 Требований временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователем осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна:
- располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц;
- иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.);
- спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка (п. 4.6.2 Требований).
В соответствии с п. 4.6.3 Требований необходимо исключить попадание поверхностного стока с площадки временного хранения отходов производства и потребления в внесток. Для очистки указанного поверхностного стока предусматриваются или используются имеющиеся специальные очистные сооружения или обеспечивается оборудование площадки (крыша, навес), исключающее сток. Запрещается сброс неочищенного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации.
В силу п. 4.6.6 Требований при временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия.
05 июня 2019 года в ходе проверки по адресу: "***", установлено, что ООО "ИНГОДА", на основании государственного контракта N "***" от 30 апреля 2019 года осуществляющее подготовительные работы по комплексному благоустройству улиц и общественного пространства города Москвы, допустило нарушение экологических требований, установленных Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления города Москвы", Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями горда Москвы на занимаемых земельных участках, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП, по обустройству мест временного хранения отходов: открытые площадки временного хранения отходов, расположенные на территории осуществления организацией деятельности, не оборудованы навесом или другими укрытиями для защиты поверхности отходов от взаимодействия с дождевыми водами, не имеют твёрдого водонепроницаемого покрытия (строительный мусор расположен на земле).
Указанные действия ООО "ИНГОДА" квалифицированы по ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ООО "ИНГОДА" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 05 июля 2019 года; рапортом от 05 июня 2019 года; справкой о проведённой проверке от 05 июня 2019 года; государственным контрактом от 30 апреля 2019 года; фототаблицей.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "ИНГОДА" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП города Москвы.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа предупреждением являются несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "ИНГОДА" административного штрафа на предупреждение, поскольку вменённое Обществу нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов может причинить вред окружающей среде. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 4.42 КоАП г. Москвы, входит в главу 4 КоАП г. Москвы - "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "ИНГОДА" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП г. Москвы, и виновности юридического лица в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ст. 4.42 КоАП г. Москвы, назначено ООО "ИНГОДА" соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 0402-1067/2019/КопМП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28 августа 2019 года и решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 23 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНГОДА" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ИНГОДА" "***" Н.К. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.