Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Строгинис Р.П., поданной в интересах ОАО "РЖД" на постановление Мещанского районного суда г. Москвы от 02.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД", УСТАНОВИЛ:
30.07.2019 в отношении ОАО "РЖД" государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Постановлением Мещанского районного суда г. Москвы от 02.09.2019 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Строгинис Р.П. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действия ОАО "РЖД" состава административного правонарушения.
Законный представитель ОАО "РЖД" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил защитника Набережную Е.В, которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Набережной Е.В, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Частью 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" 27.05.2019 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлены изменения в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Невель 1 Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", реестровый N ЖСТ 113398.
В ходе изучения вышеназванного документа Федеральным агентством железнодорожного транспорта выявлено, что ОАО "РЖД" при внесении изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ЖДС Невель 1, в нарушение пп. 2 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в изменениях в План не представлены сведения о порядке функционирования, эксплуатации ЛОТИ ЖДС Невель 1; в нарушение пп. 4 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в изменениях в План не отражены сведения об установлении и конфигурации и границ зоны транспортной безопасности ОТИ ЖДМ Невель 1; в нарушение пп. 6 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в изменениях в План не предусмотрена организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ ЖДС Невель 1; в нарушение пп. 9 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в изменениях в План не отражены сведения и не предусмотрены меры по организации досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ ЖДС Невель 1.
В связи с обнаруженными недостатками в изменениях в план Федеральным агентством железнодорожного транспорта отказано в утверждении изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, о чем выдано заключение от 11.06.2019 г. N 2019/2/110.
Указанные действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения и вина организации в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 473/АП-07/2019пр об административном правонарушении, составленным 30.07.2019; заключением Федерального агентства железнодорожного транспорта об отказе в утверждении изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта от 11.07.2019 N 2019/2/110; изменениями в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Невель 1 Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", реестровый N ЖСТ 113398.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ОАО "Российские железные дороги" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо совершило нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры умышленно.
Выводы судьи о виновности ОАО "Российские железные дороги" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ОАО "РЖД" имелась возможность для соблюдения организацией законодательства о транспортной безопасности, за нарушение которого ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ОАО "РЖД" материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении судьи при рассмотрении дела.
Довод жалобы об отсутствии события правонарушения, со ссылкой на отсутствие в изменениях в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Невель 1 Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", выявленных нарушений, проверен, но не нашел своего подтверждения. Данный довод полностью опровергается содержанием изученного судом второй инстанции заключения Федерального агентства железнодорожного транспорта об отказе в утверждении изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта от 11.07.2019 N 2019/2/110 и текста изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
В силу подп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ, под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в числе прочего железнодорожные станции.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495.
Подпунктом 18 п. 5 названных Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства);
Таким образом, на ОАО "РЖД", как на субъект транспортной инфраструктуры, возложены обязанности по исполнению положений Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в п. 4 которого закреплено, что план оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В Плане, в числе прочих, отражаются сведения: - о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства) (пп. 2 п. 4 Порядка); - о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности) (пп. 4 п. 4 Порядка); - о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим) (пп. 6 п. 4 Порядка); - о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр) (пп. 9 п. 4 Порядка).
Из содержания текста изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Невель 1 Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" усматривается, что в тексте данного документа в нарушение пп. 2 п. 4, 4 п. 4, пп. 6 п. 4, пп. 9 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, нет сведений о порядке функционирования, эксплуатации ЛОТИ ЖДС Невель 1, об установлении и конфигурации и границ зоны транспортной безопасности ОТИ ЖДМ Невель 1, об организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ ЖДС Невель 1, об организации досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ ЖДС Невель 1.
Таким образом факт наличия вины ОАО "РЖД" в нарушении указанных норм Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере транспортной безопасности является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Выводы судьи по мере назначенного ОАО "РЖД" наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление Мещанского районного суда г. Москвы от 02.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника Строгинис Р.П. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.