Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Московская чайная фабрика" по доверенности Тарасенко Т.А. на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Жанаховой Е.В. N 0401-804/2019/ЮВАО-ПП от 20 июля 2019 года, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2019 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика", УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Жанаховой Е.В. N 0401-804/2019/ЮВАО-ПП от 20 июля 2019 года Общество с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" (далее ООО "Московская чайная фабрика", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП г. Москвы), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2019 г. постановление должностного лица от 20 июля 2019 г. изменено, исключено указание на нарушение ООО "Московская чайная фабрика" Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N743-ПП, выразившиеся в непроведении уходных работ за газоном в зоне бомбоубежища, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Московская чайная фабрика" Тарасенко Т.А. п росит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, а также судебного решения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, т.к. по мнению защитника нарушений правил содержания зеленых насаждений Обществом допущено не было, нарушение п.п. 6.6 и 6.7 Правил не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, также правила не содержат указание на сроки проведения инвентаризации.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ООО "Московская чайная фабрика" Тарасенко Т.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Ершов А.П. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся участников, оснований для отмены решения судьи районного суда, постановления должностного лица не усматривается.
Частью 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы предусмотрено, что нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
Охраной окружающей среды является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", пп. 2.6, 2.11 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств или путем привлечения подрядчика.
Раздел 6 Правил предусматривает систему контроля состояния зеленых насаждений и природных сообществ, в которую входит комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению зеленых насаждений, участков природных сообществ, прогноз состояния зеленых насаждений и природных сообществ с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и природных сообществ и уровень благоустройства (п. 6.1 Правил).
Пунктом 6.3 Правил предусмотрены основные составляющие системы контроля состояния зеленых насаждений и природных сообществ, в частности, оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений и природных сообществ и элементов благоустройства.
В силу п. 6.4 Правил ежегодная (плановая) оценка состояния зеленых насаждений и природных сообществ осуществляется не менее одного раза в год.
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования (осмотра) зеленых насаждений и природных сообществ, которое проводится в течение всего вегетационного периода. При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений, природных сообществ и благоустройства (п. 6.6 Правил).
На основании п. 6.7 Правил по данным ежегодных плановых обследований составляются ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки территории к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях; готовятся предложения по финансированию работ на следующий год. По окончании обследования составляется акт в двух экземплярах. Результаты обследования находятся у правообладателя земельного участка территории зеленого фонда города Москвы, где принимаются необходимые оперативные меры. Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме (приложение 11).
Раздел 7 Правил регулирует порядок проведения учета зеленых насаждений на территориях зеленого фонда города Москвы.
В соответствии с п. 7.1.1 Правил учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации.
Инвентаризации подлежат все территории зеленого фонда города Москвы (особо охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории, природные, озелененные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями) (п. 7.1.2 Правил).
В силу п. 7.1.6 Правил при инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы учету в том числе подлежат: зеленые насаждения (деревья, кустарники, газоны, цветники) и природные сообщества (лесная, луговая, околоводная растительность).
Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы для дворовых территорий является паспорт благоустройства территории, утвержденный в установленном порядке (п. 7.1.7 Правил).
Как следует из материалов дела, в период с 13 мая 2019 года по 04 июня 2019 г. года по адресу: Москва, *** в отношении ООО "Московская чайная фабрика" должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Московская чайная фабрика" по адресу: Москва, *** использует нежилые помещения и прилегающую к ним территории общей площадью 35 791 кв.м, на которой произрастают зеленые насаждения: газоны, деревья, кустарники преимущественно лиственных пород, однако работы по содержанию зеленых насаждений не проводятся надлежащим образом, а именно: инвентаризация зеленых насаждений ранее 2019 года не проводилась; не проведена ежегодная плановая оценка состояния озелененных территорий в 2018 году; в зоне бомбоубежища выявлены участки газона с присутствием боя кирпича и камней, а также участки с утраченным травяным покровом, тем самым не проведены уходные работы за газоном (в зоне бомбоубежища).
Действия ООО "Московская чайная фабрика" квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Общества подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки юридического лица N 1001-10/2019 года от 29 апреля 2019 года; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 1001-10/2019 от 04 июня 2019 года; фотоматериалом; протоколом N 1001-10/2019 об административном правонарушении от 06 июня 2019 года; предписанием N 1001-10/2019 от 04 июня 2019 года об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среду и нарушений природоохранных требований; выпиской из ЕГРЮЛ; и иными материалами дела.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, являлся предметом проверки судьи районного суда и ему дана надлежащая оценка.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы образует неисполнение требований Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" и Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП.
Проведение ежегодной плановой оценки состояния озелененных территорий предусмотренных п. 6.6 и 6.7 Правил, инвентаризация насаждений определяют, в том числе порядок содержания и охраны зеленых насаждений в городе Москве, следовательно нарушение указанных правил образует объективную сторону данного правонарушения.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 которого одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований и предмета проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса.
Проверяя жалобу защитника, судья вправе был исключить из постановления, указание на нарушение, выразившееся в непроведении работ по восстановлению газона, поскольку данное нарушение охватывается иной нормой (ч. 3 ст. 8.10 КоАП г. Москвы).
В рассматриваемом случае административным органом при проведении проверки выявлены иные нарушения, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в связи с чем, в остальной части постановление обоснованно оставлено без изменения.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Общества уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям
ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан должностным лицом и судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу.
При рассмотрении административного дела должностным лицом и судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу оспариваемых актов, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, которые могли бы свидетельствовать о принятии Обществом в ходе осуществления своей деятельности всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение требований Закона г. Москвы от 05.05.1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" и Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, заявителем не представлено.
ООО "Московская чайная фабрика" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, законами субъекта РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП РФ, изложенные в решении, постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется. Никаких неустранимых сомнений, влияющих на выводы должностного лица и судьи районного суда, материалы дела не содержат.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. ст. 29.10, 30.6 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы заявителя, приводимые им в защиту юридического лица, сводятся по существу к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки нижестоящей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей назначено Обществу в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ и целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ, в связи с чем назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется, данные акты являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2019 года, измененное постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды 0401-804/2019/ЮВАО-ПП от 20 июля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "Московская чайная фабрика" оставить без изменения, жалобу защитника Тарасенко Т.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.