Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Альпине" в лице генерального директора Ульзамера К.Р. на постановление и.о.начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N "***" от 27 июня 2019 года, на решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 31 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.18 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Альпине", установил:
постановлением и.о.начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N "***" от 27 июня 2019 года ООО "Альпине" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица, стороной защиты подана жалоба на него в Замоскворецкий районный суд города Москвы, решением судьи которого от 31 октября 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя - без удовлетворения.
В настоящее время данное постановление должностного лица и решение судьи районного суда в Московский городской суд обжалует генеральный директор общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам;
постановление ничем не мотивировано, не содержит описания обстоятельств совершения правонарушения; представленный фотоматериал невозможно идентифицировать, в связи, с чем не может быть признан допустимым доказательством по делу; вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения по.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
В судебное заседание законный представитель ООО "Альпине", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника по доверенности Михайлова В.М, в полном объеме поддержавшего указанные доводы жалобы и просившего их удовлетворить.
Представитель ОАТИ г.Москвы по доверенности Иванова Н.С. возражала против удовлетворения данной жалобы, сочтя оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупность которых является достаточной для квалификации действий общества по ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, с учетом того, что срок действия выданного ОАТИ г.Москвы ордера истек 31 августа 2019 года, и более подрядной организацией не продлевался.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, объяснения представителя административного органа, допросив свидетеля, нахожу оспариваемые акты должностного лица и судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
Частью 2 ст. 8.18 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственности за производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством; проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов должны осуществляться в соответствии с оформленным в установленном порядке проектом проведения (производства) земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 10.00 час. 15 мая 2019 года по адресу: г.Москва, "***", в ходе проведения обследования территории на основании поручения руководителя ОАТИ г.Москвы главным инспектором ОАТИ г. Москвы выявлено, что ООО "Альпине", будучи подрядной организацией по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, прокладке инженерных сетей и сооружений на основании ордера (разрешения) N"***" от 17 января 2018 года, сроком действия до 31 августа 2018 года, в нарушение требований п.1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, установленного графика производства работ, не демонтировало до 31 августа 2018 года строительную площадку (ограждение строительной площадки, бытовой городок), продолжило производство работ по строительству здания, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводам в жалобе, факт совершения ООО "Альпине" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, поручением начальника отдела Технической инспекции ОАТИ г..Москвы о проведении главным инспектором ОАТИ г..Москвы мероприятий по контролю благоустройства территории района ЦАО г..Москвы путем визуального обследования объектов с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом главного инспектора Технической инспекции ОАТИ г..Москвы по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях подрядной организации ООО "Альпине"; фотоматериалом, которым зафиксировано ведение производства работ по названному выше адресу, выявленные нарушения; ордером (разрешения) ОАТИ г..Москвы N"***" от 17 января 2018 года, сроком действия до 31 августа 2018 года; графиком производства работ; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке его на налоговый учет, Уставом, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Альпине"; предписанием об устранении выявленных нарушений; протоколом по делу об административном правонарушении от 13 июня 2019 года в отношении ООО "Альпине", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.18 КоАП г..Москвы, указана норма Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г..Москве, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о составлении протокола в 14.00 час.13 июня 2019 года законный представитель общества извещен уведомлением, направленным посредством почты по адресу местонахождения юридического лица, внесенному в ЕГРЮЛ, которое в место вручения прибыло 21 мая 2019 года, 28 мая 2019 года, что подтверждено текстом названного уведомления, реестром почтовых отправлений, отчетом об
отслеживании отправления с внутрироссийским почтовым идентификатором "***", распечатанным с официального сайта ФГУП "Почта России" pochta.ru, протокол содержит все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, а также содержит подпись должностного лица, его составившего, копия его для сведения направлена обществу, что подтверждено документально.
В связи с изложенным, должностным лицом административного органа предприняты все действия, направленные на извещение законного представителя общества о месте и времени составления протокола, они соответствуют требованиям ст. 25.15, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом того, что само юридическое лицо несет риск последствий неполучения или несвоевременного получения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его местонахождения, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя, бремя правовых последствий данного действия лежит именно на нем.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Технической инспекции ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Вопреки утверждениям в жалобе, представленный фотоматериал, которым зафиксированы выявленные нарушения по вышеприведенному адресу, является приложением к рапорту должностного лица ОАТИ г.Москвы от 18.20 час. 15 мая 2019 года, в котором указано о проведении в ходе обследования территории фотосъемки, содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу, которое при рассмотрении судьей районного суда настоящего дела получило надлежащую правовую оценку.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП города Москвы, является производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером.
Установив, что подрядной организацией ООО "Альпине", производившего работы по вышеназванному адресу на основании ордера (разрешения), срок действия которого истек 31 августа 2018 года и более не продлевался, обратного не представлено, не демонтировало до 31 августа 2018 года строительную площадку (ограждение строительной площадки, бытовой городок), продолжало производство работ по строительству здания по состоянию на момент обследования - 15 мая 2019 года, что является нарушением требований п.1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, действия данного общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения по ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы.
По смыслу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Альпине" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, тогда как возможность для соблюдения Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако общество бездействовало, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
ООО "Альпине", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Вопреки позиции стороны защиты общества, постановление N "***" от 27 июня 2019 года, которым ООО "Альпине" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит подробное описание события правонарушения, ссылки на нормы Закона, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - и.о. начальника Технической инспекции ОАТИ г.Москвы, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного 21 июня 2019 года о рассмотрении дела должностным лицом в 14.00 час.27 июня 2019 года, о чем свидетельствуют текст протокола об административном правонарушении, содержащий уведомление, реестр почтовых отправлений, отчет об отслеживании отправления с внутрироссийским почтовым идентификатором "***", распечатанный с официального сайта ФГУП "Почта России" pochta.ru, копия постановления для сведения направлена Почтой России по адресу места нахождения общества, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми актами должностного лица и судьи районного суда, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания законным представителем не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление и.о.начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N "***" от 27 июня 2019 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 31 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.18 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Альпине" оставить без изменения, жалобу генерального директора Ульзамера К.Р. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.