Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "***" - *** на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2019 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "***" (далее - ООО "***", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
17 сентября 2019 года составлен протокол главным инспектором отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы *** по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***".
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В Московский городской суд генеральным директором ООО "***" *** принесена жалоба, в которой он просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку судебное заседание носило формальный характер, в действиях Общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку сквер по ул. Сальвадора Альенде г. Москвы не может считаться объектом культурного наследования в виду нарушения требований Закона о порядке определения и учета объекта культурного наследия. Также указал на то, что работы велись на основании контракта, где заказчик - ГБУ " *** " не дал никакой информации о том, что объект является культурным наследием. Кроме того, на основании контракта обязанность разработать и согласовать проектную документацию, необходимую для проведения работ возложена на ООО " *** ", в связи с чем, ответственность должна быть возложена на иное лицо. Также просил применить положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание законный представитель ООО "***" не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела по жалобе надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращался, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Представитель Мосгорнаследия *** считает, что субъект правонарушения определен верно именно ООО "***" проводил работы по благоустройству территории сквера по ул. Сальвадора Альенде, где на территории сквера имелись множественные разрытия, предоставляющие собой траншеи не больше 1 метра, выкопанные булыжные камни. Данные работы были проведены с нарушением особого режима использования земельного участка, при отсутствии согласованного документации и без проведения археологических исследований. При этом, указала, что объект - сквер, расположен на территории объекта археологического наследия федерального значения "Село Всехсвятское (место древнего поселения с зоной культурного слоя, XV - XVIII вв. н.э.", утвержденного решением Президиума Московского городского совета народных депутатов от 30 июля 1992 года N 84 "О памятниках истории и культуры г. Москвы", границы которого утверждены приказом Департамента от 04 февраля 2019 года N 67.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 09 июля 2019 года в период с 15 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. осмотра объекта археологического наследия федерального значения "Село Всехсвятское (место древнего поселения с зоной культурного слоя, XV - XVIII вв. н.э.", по адресу: г. Москва, Песчаный пер, д. 18, корп. 1 (далее - Объект), установлено, следующее.
Объект расположен на территории объекта археологического наследия федерального значения "Село Всехсвятское (место древнего посления с зоной культурного слоя, XV - XVIII вв. н.э.", утвержденного решением Президиума Московского городского совета народных депутатов от 30 июля 1992 года N 84 "О памятниках истории и культуры г. Москвы", границы которого утверждены приказом Департамента от 04 февраля 2019 года N 67.
На территории с адресным ориентиром: г. Москва, Песчаный пер, д. 18, корп. 1 проводились работы по благоустройству территории сквера по ул. Сальвадора Альенде по программе развития городской среды г. Москвы. Заказчиком данных работ является ГБУ " *** ", производителем работ - ООО "***". На территории сквера обнаружены множественные разрытия, представляющие собой траншеи шириной не больше 1 метра, глубиной до 1 метра и длиной от 5 до 20 метров. Также в траншеях фиксируются округлые заглубления под фонарные столбы до 0, 5 метров в диаметре и глубиной до 1, 5 метра. Также, в траншее у дома N 18 корп. 1 по Песчаному переулку, были обнаружены булыжные камни, лежащие шестью небольшими кучками у отвалов. Булыжные камни были выкопаны из траншеи, о чем свидетельствует наличие аналогичных камней в бортах существующих разрытий.
Указанные работы были проведены с нарушением особого режима использования земельного участка, при отсутствии согласованного раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия в проекте проведения работ или проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия, что является нарушением пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Также указанные работы были проведены без проведения археологических исследований, что является нарушением пункта 5 статьи 5.1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Установлено, что между ГБУ "***" и ООО "***" заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N 19000338 на выполнение работ по комплексному благоустройству территории сквера по адресу: г. Москва, ул. Сальвадора Альенде в 2019.
Из объяснений ГБУ "***" следует, что обязанностью по разработке и согласованию проектной документации, необходимой для проведения работ возложены на ООО "Ландшафт Сити". Раздел об обеспечении сохранности объекта археологического наследия на проведение работ не разрабатывался и не согласовывался в Мосгорнаследии по причине того, что на момент разработки и согласования проекта, данный объект (сквер) по адресу: г. Москва, ул. Сальвадора Альенде, в перечне объектов Мосгорнаследия не значился.
Из служебной записки Управления сохранения объектов археологического наследия следует, что по состоянию на дата Управление не располагает сведениями о наличии согласованного Мосгорнаследием раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия при проведении земляных работ на Объекте. Также не располагает сведениями о проведении археологических исследований в ходе производства вышеуказанных работ по благоустройству на территории Объекта. Информация о переписке с ООО "***" и иными лицами в отношении Объекта в Управление документационного обеспечения и контроля Мосгорнаследия отсутствует.
Таким образом, установлено, что земляные работы на территории Объекта проводились ООО "***" на основании договора, однако Раздел об обеспечении сохранности объекта археологического наследия в Мосгорнаследие представлен не был. Таким образом, приступить к проведению земляных работ на Объекте ООО "***" могло только после разработки и согласования раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия в Мосгорнаследии. Однако данные требования ООО "***" соблюдены не были.
Таким образом, ООО "***" нарушены п. 2 ст. 36, п. 5 ст. 5.1, п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "***" судьёй районного суда квалифицированы верно.
Факт совершения ООО "***" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 16-218 АД 2019 об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года по ч. 1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***", в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется Обществу, протокол составлен в отсутствии законного представителя или защитника, извещенных надлежащим образом о его составлении, копия протокола для сведения направлена по почте, о чем имеются почтовые описи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 вышеуказанного Кодекса, протокол содержит ; актом осмотра от 10 июля 2019 года ; выпиской из ЕГРЮЛ; другими письменными материалами дела.
В соответствии с п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом Российской Федерации, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Как следует из акта осмотра от 10 июля 2019 года, Объект культурного наследия федерального значения "Село Всехсвятское (место древнего поселения с зоной культурного слоя, XV - XVIII), расположенный по адресу: г. Москва, Песчаный пер, д. 18, корп. 1, находится на территории объекта археологического наследия федерального значения; на основании контракта N 19000338 заключенного между ГБУ "***" (заказчик) и ООО "***" (подрядчик работ) на Объекте культурного наследия проводятся работы по благоустройству территории сквера.
Довод жалобы о том, что данным контрактом на ООО "Ландшафт Сити" была возложена обязанность по разработке и согласованию проектной документации, необходимой для проведения работ, не снимает с ООО "***" обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации, та как вышеперечисленные работы ООО "***" были проведены с нарушением особого режима использования земельного участка, при отсутствии согласованного Раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия в проекте проведения работ или проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия, что является нарушением п. 2 ст. 36 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", а также без проведения археологических исследований, что является нарушением пункта 5 статьи 5.1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О тклоняя доводы защиты об отсутствии в действиях ООО "***" нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, считаю, что ООО "***" не приняты все зависящие от него меры сохранению Объекта культурного наследия.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей формально рассмотрено дело и допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для изменения назначенных Обществу наказаний в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств, - не усматриваю. Проведение земельных работ на территории археологического наследия, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда данному Объекту, утрате археологических предметов.
Административное наказание в виде штрафа 400 000 (четыреста тысяч) руб. назначено ООО "***" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда города Москвы от 14 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "***" *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.