Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "***" *** на решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года, которым
постановление N 16-64-118-263/2019 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ *** от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Акционерного общества "***" (далее - АО "***", Общество), оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения", УСТАНОВИЛ:
постановлением N 16-64-118-263/2019 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ от 25 сентября 2019 года АО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением судьи районного суда данное постановление должностного лица было оставлено без изменения, жалоба АО "***" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "***" *** просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в обоснование доводов жалобы сослался на то, что вывод о вине сделан без специальных познаний и заключения об антропогенных нагрузках; не назначена и не проведена экологическая экспертиза, которая могла бы подтвердить или опровергнуть механизм и масштаб экологического нарушения; протокол составлен без понятых, без законного представителя Общества; фотографии сделаны личным фотоаппаратом.
В судебное заседание законный представитель АО "***" не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, обеспечил явку защитников ***, ***, которые доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивая на отмене обжалуемых процессуальных актов, прекращении производства по делу.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды на ООПТ ***по обстоятельствам дела пояснил, что 31 мая 2019 года им осуществлялся осмотр территории парка, который граничил с земельным участок, занимаемым АО "***", а также фотофиксация нарушения на фотоаппарат, где установил, что именно АО "***" проводятся работы, которые могли привести к нарушению гидрогеологического режима местности. О проводимых работах узнал у рабочих, в частности ***, производивших земельные работы. Вынутый грунт складирован вне специально отведенных мест, в зоне Природно-исторического парка - Битцевского леса.
Исследовав также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда и постановления должностного лица.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 N 824-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Битцевский лес", "Природно-исторический парк "Битцевский лес" - особо охраняемая природная территория регионального назначения, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении.
Частью 2 с татьи 30 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и п. 3.5 Положения о природно-историческом парке "Битцевский лес", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 года N 258-ПП, установлен запрет на ведение любой деятельности, способной нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащей целям и задачам природно-исторического парка, в том числе, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-исторического парка, осуществляемые вне дорог общего пользования.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, 31 мая 2019 года в 11 час. 19 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах особо-охраняемой природной территории - Природно-исторический парк "Битцевский лес", квартал N 12 по адресу: г. Москва, ул. Севастопольский проспект, вл. 99, стр. 1 было выявлено, что юридическое лицо - АО "***", в нарушение требований ч. 2 ст. 30 Федерального закона 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" совершило правонарушение, выразившееся в осуществлении АО "***" земляных работ без заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти Правительства Москвы на особо охраняемой природной территории, а именно в разрытии котлована размером 2 м в длину, 1 м в ширину, 1, 6 м в глубину и складировании грунта вне специально отведенных мест.
Действия АО "***" квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина АО "***" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом обследования территории; план-схемой парка; фотоматериалом; служебной запиской; описанием границ особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Битцевский лес".
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.
Исследуя материалы дела, административный орган и суд правильно установили, что земляные работы проведены АО "***". Указанное, следует их фототаблицы, служебной записки, акта, в которых указано, что 31 мая 2019 года работы выполнялись непосредственно работниками АО "***", а не сторонней организацией (л.д. 57, 60-61, 65-66).
Ссылки защитника Общества на то, что вывод о вине сделан без специальных познаний и заключения об антропогенных нагрузках, не назначена и не проведена экологическая экспертиза, которая могла бы подтвердить или опровергнуть механизм и масштаб экологического нарушения, - признаю несостоятельными, поскольку квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.39 КоАП РФ, является нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, на территориях, на которых находятся памятники природы, а также иных особо охраняемых природных территориях) либо в их охранных зонах.
При проведении вышеуказанных работ АО "***" нарушило установленный режим в зоне Природно-исторического парка - Битцевского леса, что подтверждено материалами дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей. В этой связи, при квалификации должностным лицом административного органа действий Общества по ст. 8.39 КоАП РФ специальных познаний не требовалось.
Также судом признана несостоятельной ссылка защитника Общества на нарушение прав на защиту, поскольку протокол составлен без понятых, объяснение и подпись представителя Общества отсутствует, так как протоколом об административном правонарушении, в отношении АО "***" по ст. 8.39 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется Обществу, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, протокол составлен в отсутствии законного представителя или защитника Общества, извещенных о времени, дате и месте его составления надлежащим образом уведомлением, данный протокол направлен Обществу по почте, о чем в деле имеются соответствующие почтовые описи, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы о том, что имеющиеся в материалах дела фотографии являются недопустимыми доказательствами, несостоятелен.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает. В соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ они являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, которые при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении получили надлежащую оценку судьи по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленные фотоснимки содержат сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксируют обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении (л.д. 65-66). При этом законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения АО "***" установленного режима особо охраняемых территорий, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Природно-исторического парка - Битцевского леса, а также принятие им всех зависящих от него меры по предупреждению совершения указанного выше правонарушения, нижестоящие инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Административное наказание АО "***" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 8.39 КоАП РФ, которое является минимальным размером штрафа - 300 000 руб.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 16-64-118-263/2019 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ от 25 сентября 2019 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "***" оставить без изменения, жалобу защитника АО "***" *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.