Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении по жалобе *** в интересах ПАО "*** " на постановление и.о. начальника отдела технической инспекции ОАТИ г. Москвы *** N *** от 02 октября 2019 года, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении в отношении ПАО "***", УСТАНОВИЛ:
постановлением о.и. начальника отдела технической инспекции ОАТИ г. Москвы *** А.Ю. N *** от 02 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года, ПАО "*** " признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Заявитель *** в интересах ПАО "***" обратилась в Московской городской суд с жалобой на указанные выше постановление должностного лица и судебный акт по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении ПАО " ***".
Изучив в порядке ст. 30.4 КоАП РФ материалы дела и жалобу *** прихожу к выводу о возвращении ее заявителю по следующим основаниям.
Статьей 30.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (часть 1). Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса (часть 3).
В соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.).
При подаче жалобы в Московский городской суд на постановление административного органа и решение судьи районного суда *** представлена доверенность от 16 ноября 2018 года, в соответствии с которой указанное лицо вправе представлять интересы ПАО "***" в мировых судах, судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанций, в Верховном Суде Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, а также в любых иностранных судах, в том числе третейских судах, совершать от имени ПАО "***" при представлении его интересов в указанных судах все процессуальные действия и осуществлять полномочия стороны, заявителя, заинтересованного лица по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных случаях, предусмотренных арбитражным и гражданским процессуальным законодательством, третьего лица (с самостоятельными требованиями или без самостоятельных требований), конкурсного кредитора в делах о несостоятельности (банкротстве), в том числе принимать меры по непосредственному урегулированию споров, подписывать и предъявлять претензии, ответы на претензии, иски, обжаловать судебные акты, подписывать исковые заявления, административные исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные жалобы, отзывы на исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные жалобы, заявления об обеспечении исков, заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску, заявления об отмене решений третейских судов, заявления о выдаче исполнительных листов, в том числе на принудительное исполнение решений третейских судов, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и отзывы на заявления или представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам и отзывы на них, заявления об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, и действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и отзывы на них, заявления о признании несостоятельным (банкротом), заявления о передаче дел в третейские суды, ходатайства о возвращении исковых заявлений, административных исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, заявления о восстановлении пропущенных сроков для предъявления исполнительных листов к исполнению" заявления о выдаче дубликатов исполнительных листов, заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов, заявления о повороте исполнения судебных актов, заявления о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства заявления об отложении исполнительных действий, признавать иски, признавать административные иски, изменять основания или предметы исков, административных исков, получать копии судебных актов, исполнительные листы, приказы, требовать принудительного исполнения судебных актов, предъявлять и отзывать исполнительные листы, получать присужденные денежные средства или иное имущество, заявлять любые иные ходатайства, пользоваться всеми другими правами, предоставленными действующим законодательством; о бращаться в органы государственной власти и управления Российской Федераций и иностранных государств с заявлениями о нарушениях законодательства и жалобами на решения, предписания и действия органов государственной власти и управления и должностных лиц, предъявлять в суды заявления о признании недействительными решений или предписаний органов государственной власти и управления, участвовать в рассмотрении органами государственной власти и управления дел о нарушениях законодательства в качестве представителя стороны, а также в качестве представителя лица, участвующего в деле, с правом знакомиться с материалами дела, включая сведения, составляющие коммерческую тайну, представлять
доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, делать заявления по всем вопросам;, возникающим в ходе рассмотрения дела, давать устные и письменные объяснения, задавать вопросы иным сторонам и лицам, участвующим в деле, экспертам, предоставлять информацию и документы, заверять подписью информацию и документы, а также пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иностранных государств; п редставлять интересы ПАО "***" в Федеральной антимонопольной службе и территориальных управлениях при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными стороне данным делам (заявителю, ответчику по делу, заинтересованному лицу, защитнику) в соответствии с законодательством Российской Федерации. С момента получения письменного запроса (приглашения на комиссию) контролирующего органа с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства об административных правонарушениях имеет право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять любые ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающих в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле, подавать и получать копии документов, пользоваться всеми иными процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; п редставлять интересы ПАО "***" по правовым вопросам, в отношениях со всеми коммерческими и некоммерческим организациями, гражданами (включая граждан - индивидуальных предпринимателей),
а также органами государственной власти и управления Российской Федерации (за исключением осуществления деловой переписки с Председателем Правительства РФ и его заместителями, министрами и заместителями министров, руководителями федеральных агентств, служб, правоохранительных органов), субъектами Российской Федерации (за исключением осуществления деловой переписки с главами субъектов Российской Федерации, заместителями мэра Москвы, руководителями департаментов), органами местного самоуправления, с правом подписания, направления и получения писем, запросов, обращений, протоколов и иных документов; о бращаться к нотариусам и уполномоченным должностным лицам за совершением нотариальных действий; з аверять своей подписью копии оригиналов документов ПАО "***" и ставить на них оттиски печати ПАО "***".
Таким образом, объем полномочий, которыми вышеупомянутой доверенностью наделен заявитель настоящей жалобы - *** не дает ему право на представление интересов ПАО "*** " при рассмотрении дел об административных правонарушениях, право указанного лица на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на такое постановление в указанной доверенности не оговорено.
Общая формулировка в тексте доверенности о возможности представлять интересы ПАО "***" в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах Российской Федерации, мировых судей, со всеми правами, предоставленными законом истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе с правом подписания и подачи апелляционных, кассационных жалоб, свидетельствует о том, что заявитель наделен правами стороны в соответствии ГПК РФ, КАС РФ, что не может подменять предъявляемые ст. 25.5 КоАП РФ к доверенности требования и может быть непосредственно отнесено к рассмотренному делу об административном правонарушении.
В абзаце четвертом пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, выражена правовая позиция, согласно которой право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 г. N 91-О.
Указанная правовая позиция также изложена Верховным Судом Российской Федерации в Решениях от 04 мая 2017 г. N 70-ААД17-3, от 08 февраля 2018 года N 47-ААД18-1, решении от 24 мая 2018 г. N 67-ААД-18-8 и др.
Из буквального содержания ч. 5 статьи 25.5 КоАП РФ, следует, что лицо, допущенное к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, вправе обжаловать постановление по делу.
Таким образом, при подаче жалобы на постановление, решение по делу об административном правонарушении, лицо, действующее в качестве защитника, обязано подтвердить наличие у него соответствующих полномочий.
Поскольку имеющаяся в деле доверенность от 16 ноября 2018 года не предусматривают правомочие *** на представление интересов ПАО "*** " в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на такое постановление, жалоба *** в защиту ПАО "***" на постановление и.о. начальника отдела технической инспекции ОАТИ г. Москвы *** N *** от 02 октября 2019 года, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, не может быть принята к производству Московского городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4 КоАП РФ, ОПРЕДЕЛИЛ:
жалобу *** в интересах ПАО " *** " на постановление и.о. начальника отдела технической инспекции ОАТИ г. Москвы *** N *** от 02 октября 2019 года, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении в отношении ПАО " *** ", возвратить заявителю, дело возвратить в Измайловский районный суд г. Москвы.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.