Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А. Е, судей Рогожиной Е.В, Калугина Д.М.
при секретаре Идрисовой С.З, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Обухова Д.А, Мальцева В.Ф. на решение Нижегородского областного суда от 15 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Обухова Д.А, Мальцева В.Ф. о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, объяснения представителя административных истцов ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, данный акт размещен официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 14566 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости "нежилое помещение" с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", пом. 13.
Административные истцы - Обухов Д.А, Мальцев В.Ф, являясь собственниками указанного нежилого помещения (далее также - Помещение), расположенного в нежилом здании с наименованием: учебный корпус N3, административное здание, столовая, обратились в суд с административным иском о признании недействующими названного пункта Перечня.
В основание заявленных требований административные истцы указали, что включение Помещения в Перечень на 2019 год противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), так как фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Однако, помещение площадью 342, 80 кв. м составляет менее 10% от общей площади нежилого здания, в котором оно находится. Неправомерное включение Помещения в Перечень возлагает на истцов обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 15 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства по делу: выписку из ЕГРН на нежилое помещение кадастровый N, справки об инвалидности на имя Обухова Д.А, Мальцева В.Ф, заслушав представителя административных истцов - ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным, по следующим основаниям.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, в том числе помещение (строение, сооружение, здание), признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со статьей 401 данного кодекса.
Согласно статье 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно ст. 1 Закона N140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области NСл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 года) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в оспариваемый пункт Перечня включено принадлежащее на праве собственности Мальцеву В.Ф, Обухову Д.А. нежилое помещение с кадастровым номером N, имеющее наименование - "нежилое помещение", площадью 372.2 кв. м, находящееся на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером N, имеющим наименование "Учебный корпус N, административное здание, столовая", расположенного на 2-х земельных участках с видом разрешенного использования - "под административное здание", "под учебные корпуса академии с дворовой территорией", по адресу "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН на объект с кадастровым номером N (Помещение N) на указанный объект имеются ограничения (обременения) права объекта недвижимости: использовать единый комплекс помещений недвижимого имущества исключительно под размещение столовой общественного питания, обеспечивающей горячим питанием студентов и преподавателей Государственного бюджетного учреждения высшего и послевузовского образования "Волжская государственная академия водного транспорта", и иных лиц по усмотрению Обухова Д.А. и Мальцева В.Ф. Помещения единого комплекса недвижимого имущества перепрофилированию не подлежат.
Также, согласно экспликации, Помещение N состоит из 31 части, имеющих назначение: обеденный зал (2), холл, кабинет (3), холодный цех, кухня, моечная столовой посуды, электрощитовая, раздевалка, туалет (2), коридор, мясорыбный и птицегольевой цех, склад, цех мучных изделий, овощной цех, загрузочная, коридор, кабинет, склад, коридор.
В связи с наличием указанной экспликации отсутствует необходимость истребования технического паспорта на здание, на которую указывают податели апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что назначение Помещения N является столовой, то есть предприятием общественного питания (п. 33 ГОСТ 31985-2013), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данное жилое помещение является объектом общественного питания и бытового обслуживания и подлежит включению в Перечень на 2019 год объектов, признаваемых объектами налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ.
Доводы подателей жалобы, о том, что помещение, принадлежащее административным истцам, могло быть включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при условии фактического его использования для размещения перечисленных объектов основаны на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда об отсутствии оснований для признания пункта 14566 Перечня на 2019 год противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В жалобе административных истцов не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского областного суда от 15 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Обухова Д.А, Мальцева В.Ф. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.