Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Рогожиной Е.В, Калугина Д.М.
при секретаре Идрисовой С.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Авиаагрегат" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области, по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области на решение Самарского областного суда от 25 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Авиаагрегат" (далее АО "Авиаагрегат") обратилось в Самарский областной суд с административным иском к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее также Комиссия) и Управлению Росреестра по Самарской области, в котором просило признать незаконным решение Комиссии N от 24 июля 2019 года об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N
В основание заявленных требований административный истец указал, что не согласен с указанным выше решением Комиссии, полагает его необоснованным, ссылаясь на то, что представленный в Комиссию отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28.3.2019 г, подготовленный ООО "ПлатО", соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и свидетельствует о том, что содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Полномочия представителя, обратившегося в Комиссию с заявлением от имени АО "Авиаагрегат", подтверждены доверенностью от 26.12.2016 года.
Просил также обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 47026236, 76 рублей, по состоянию на 16 июля 2014 года.
Решением Самарского областного суда от 25 ноября 2019 года постановлено: административный иск АО "Авиаагрегат" удовлетворить частично. Признать незаконным, нарушающим права и законные интересы АО "Авиагрегат", решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 24 июля 2019 года N об отклонении заявления АО "Авиаагрегат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на территории Авиационного завода, равной его рыночной стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение путём повторного рассмотрения заявления АО "Авиаагрегат" от 16 июля 2019 года N о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N. В удовлетворении административного иска в остальной части - отказать.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Управлением Росреестра по Самарской области ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду неправильного применения судом норм материального права, и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
От представителя административного истца в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом требований части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которых суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также Закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в частности, выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчёт, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 6 февраля 2012 года N П/48 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказами Росреестра от 7.8.2014 г. N П/371, от 7.6.2017 г. N П/0271, 23.5.2018 г. N П/0209 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним.
В соответствии с пунктом 20 Порядка, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчёте об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчёт об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Представитель АО "Авиаагрегат" 16.7.2019 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости исходя из его рыночной стоимости.
По заданию АО "Авиаагрегат" "данные изъяты" подготовлен отчёт об оценке от 28.3.2019 года N, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 16.7.2014 года, определена в размере 47026236, 76 рублей, что более чем на 30% превышает его кадастровую стоимость.
Решением Комиссии от 24 июля 2019 года N заявление АО "Авиаагрегат" отклонено.
Как следует из оспариваемого решения, на заседании Комиссии присутствовало 3 члена комиссии, таким образом, кворум для принятия решения имелся. Решение Комиссии по основаниям нарушения процедуры ее созыва, принятия решения в части порядка голосования, административным истцом не оспаривается.
В результате анализа представленных административным истцом документов, Комиссия в решении указала, что оформление и содержание отчёта об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также Закон N 135-ФЗ), требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем:
- в соответствии с представленным отчётом договор на проведение оценки заключен 19.2.2019 г, однако осмотр объекта оценки проведен оценщиком 28.9.2018 г. (стр.9 отчёта) (нарушен п. 23 Федерального стандарта оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 20.5.2015 г. N 297);
- в соответствии с разделом 8.2.1 отчёта в выбранном сегменте найдено 46 предложений продажи аналогичных объектов. Однако в разделе 8.2, 2 говорится только о 9 объектах. Информация об объёме доступных данных, отраженная на страницах 39 и 40, а также в приложениях к отчёту (стр. 87-92), нечитаемая (нарушен абзац 4 пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСОN 3), утвержденного приказом Минэкономразвития от 20.5.2015 г. N299);
- в соответствии с пунктом 12 ФСО N 3 документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы) должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчёту прикладываются их копии. В разделе 7.1.3 оценщик перечисляет документы, на которых основывается в рамках проведения оценки, указывая справки, выданные представителем заказчика (ФИО6), а также доверенность, подтверждающую его полномочия.
- к заявлению об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости приложено экспертное заключение, составленное в отношении отчёта об оценке, в соответствии с которым дата определения стоимости объекта оценки - 31.5.2019 года (раздел 2.3), тогда как в соответствии с приложенным к заявлению отчётом дата оценки земельного участка 16.7.2014 года.
Суд первой инстанции, проверяя доводы комиссии, послужившие основанием для отклонения заявления, признал их необоснованными.
Как следует из материалов дела, договор на проведение оценки заключен 19.2.2019 г, осмотр объекта оценки проведен оценщиком 28.9.2018 года. Согласно оспариваемому решению Комиссии, проведение осмотра объекта оценки ранее заключения договора на оценку противоречит п. 23 ФСО N 1.
Согласно пункту 5 раздела III приказа Минэкономразвития России от 25.9.2014 г. N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае не проведения осмотра оценщик указывает в отчёте об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с не проведением осмотра.
Таким образом, проведение осмотра объекта оценки для определения его стоимости на ретроспективную дату, исходя из положений ФСО N 1 и N 7, не является во всех случаях обязательным этапом проведения оценки. Осмотр объекта оценки не был проведен, поскольку к моменту заключения договора от 19.2.2019 года, в распоряжении оценщика уже имелись результаты осмотра спорного объекта от 28.9.2018 года, проведенного в срок наиболее близкий к дате оценки. Требования пункта 5 ФСО N 3 оценщиком соблюдены.
Что касается довода Комиссии о нарушении требований абзаца 4 пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке" (ФСОN 3), утвержденного приказом Минэкономразвития от 20.5.2015 г. N299), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии отчёта требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчёта, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки и отсутствии нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Информация, приведенная в отчёте об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, подтверждена.
Выводы суда первой инстанции о соответствии отчёта вышеназванным требованиям подробно мотивированы в решении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Также одним из доводов отказа Комиссия указала на отсутствие у представителя юридического лица ФИО6 необходимых для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и подписания использованных оценщиком справок о состоянии объекта оценки полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что исходя из содержания доверенности, выданной ФИО6 26.12.2016 года, он был уполномочен АО "Авиаагрегат" на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит требований о том, что полномочия на обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, должны быть специально оговорены в доверенности.
Наличие явной опечатки в дате определения кадастровой стоимости земельного участка в экспертном заключении Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков N, содержащем выводы о соответствии отчёта об оценке N от 28.3.2019 г. рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N выполненного "данные изъяты"", требованиям законодательства об оценочной деятельности, не может служить основанием к отклонению заявления АО "Авиаагрегат" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поскольку наличие такого заключения, в соответствии с положениями ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ и решением Верховного Суда РФ от 26.04.2018 года с 2.6.2016 года, не является обязательным.
При таких обстоятельствах у комиссии не имелось правовых оснований для отклонения заявления общества по указанным мотивам.
Доказательств, опровергающих данные выводы, подателем апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.