Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Рогожиной Е.В, Мироновой Н.В.
при секретаре Идрисовой С.З.
с участием представителя административного истца ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 08 февраля 2019 года об удовлетворении заявления Публичного акционерного общества "Завод "Красное Сормово" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 9 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области (далее также - Территориальное управление) 7.11.2019 года обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 08 февраля 2019 года об удовлетворении заявления Публичного акционерного общества "Завод "Красное Сормово" (далее ПАО "Завод "Красное Сормово") о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленного требования указало, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Указанный земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка от 23.5.2016 года N ПАО "Завод "Красное Сормово".
Согласно расчёту арендной платы, установленного приложением N к Договору аренды, арендная плата устанавливается в размере двукратной налоговой ставки, исходя из кадастровой стоимости участка.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области (далее также - Комиссия) от 8 февраля 2019 года N удовлетворено заявление ПАО "Завод "Красное Сормово" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, в результате чего Комиссией установлено отличие рыночной стоимости объекты недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости. По результатам рассмотрения Комиссия решилаопределить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной стоимости.
Территориальное управление, в нарушение требований Приказа Минэкономразвития России от 4.5.2012 года N, Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также - Порядок), не было уведомлено о заседании комиссии, а также о принятом ею решении в установленном порядке.
Таким образом, Комиссией нарушена процедура принятия решения. Данное обстоятельство не позволило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, являющемуся собственником земельного участка и заинтересованным лицом, реализовать предоставленные ему права, что могло повлиять на решение Комиссии по установлению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Решением Нижегородского областного суда от 9 декабря 2019 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 8 февраля 2019 года N об удовлетворении заявления ПАО "Завод Красное Сормово" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", отказать.
В апелляционной жалобе административным истцом Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом норм материального права и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно апелляционной жалобы заинтересованным лицом ПАО "Завод "Красное Сормово" представлены возражения, в которых просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая, что в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют этим обстоятельствам; судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, по изложенным в возражениях основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что административным истцом без уважительной причины значительно пропущен установленный законом срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также Закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам тридцать девятому - сорок первому статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В соответствии со статьей 24.20 названного Закона в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав, который осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в течение десяти рабочих дней с даты получения этих сведений (абзацы первый и второй).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (абзац шестой).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац пятый).
Таким образом, именно решение Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, влечет правовые последствия для заявителя, в связи с чем законодатель и установилвозможность его обжалования в судебном порядке, и с момента, когда истцу стало известно о нарушении прав указанным решением, для него начинается исчисление трехмесячного срока для обращения с административным иском в суд.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 8 февраля 2019 года N удовлетворено заявление ПАО "Завод "Красное Сормово" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Данным решением кадастровая стоимость земельного участка установлена (определена) в размере 1125438000 рублей, по состоянию на 1.11.2013 года.
Из протокола заседания Комиссии следует, что на заседании 8 февраля 2019 года присутствовали три члена Комиссии и иные приглашенные лица, не являющиеся членами комиссии. Представитель Территориального управления при рассмотрении заявления ПАО "Завод "Красное Сормово" не участвовал. Решение от 8 февраля 2019 года N об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 1125438000 рублей, по состоянию на 1.11.2013 года, принято большинством голосов.
Согласно письменному сообщению Управления Росреестра по Нижегородской области вновь определенная кадастровая стоимость земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27.2.2019 года.
7.11.2019 года Территориальное управление посредством почтовой связи направило в Нижегородский областной суд административное исковое заявление об оспаривании решения Комиссии от 8 февраля 2019 года N по основанию неизвещения лица, осуществляющего права собственника земельного участка, о месте и времени рассмотрения Комиссией заявления ПАО "Завод "Красное Сормово".
На основании части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 5 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Статьей 94 КАС РФ установлено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
На основании положений статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, указал, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на обращение Территориального управления в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области не имеется в связи со следующим.
15.3.2019 года ПАО "Красное Сормово" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области с письменным заявлением за N о внесении в договор аренды изменений в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 8 февраля 2019 года N.
К заявлению ПАО "Завод Красное Сормово" приложена копия решения Комиссии от 8 февраля 2019 года N.
Кроме того, заинтересованным лицом ПАО "Завод Красное Сормово" в суд представлены доказательства (копия проекта дополнительного соглашения от 18 апреля 2019 года к договору аренды земельного участка от 23 мая 2016 года N0969/18, копия решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17 октября 2019 года по делу NА-43-27698/2019), из которых следует, что 18 апреля 2019 года в адрес ПАО "Завод Красное Сормово" Территориальным управлением было направлено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N0969/18, где в приложении к дополнительному соглашению Территориальным управлением заявлена кадастровая стоимость, установленная решением Комиссии от 8 февраля 2019 года N в размере 1125438000 рублей.
Дополнительное соглашение с указанием кадастровой стоимости, определенной решением Комиссии от 8 февраля 2019 года N, подписано и.о. руководителя Территориального управления ФИО7 17.10.2019 года Арбитражным судом Нижегородской области вынесено решение по делу NА43-27698/2019, где размер арендной платы для ПАО "Завод "Красное Сормово" установлен из расчёта кадастровой стоимости земельного участка в размере 1125438000 рублей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции полагал, что об оспариваемом решении Комиссии от 8 февраля 2019 года N Территориальное управление узнало после получения заявления ПАО "Завод Красное Сормово" от 15.3.2019 года N с приложением копии решения Комиссии.
Однако административное исковое заявление в Нижегородский областной суд Территориальным управлением подано только 7.11.2019 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом судом первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд, а также отсутствии уважительных причин, которые бы послужили основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться статьей 245 КАС РФ, основаны на ошибочном толковании положений части 3 статьи 245 КАС РФ, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела своей позиции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене или изменении решения суда.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не выявлено.
Судом принято решение при правильном применении норм процессуального права, дана надлежащая оценка материалам дела и пояснениям участников процесса.
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.