Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2020 г. N 44-ИКАД20-2-А4 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре Глуховой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Любимова Леонида Сергеевича об отмене решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 от 7 марта 2020 года N 04/02 "Об извещении кандидата в депутаты Любимова Леонида Сергеевича, о недостатках в документах, предоставленных в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу N2", по апелляционной жалобе Любимова Леонида Сергеевича на решение Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, полагавшей решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19 сентября 2019 года N 1440 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного собрания Пермского края Заворохина Е.А.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года N 101/01-3 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года N 101/03-3 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Перми.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 27 февраля 2020 года N 105/03-3 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, выдвинутый избирательным объединением "Пермское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2, согласно которому по указанному избирательному округу выдвинут кандидат Любимов Л.С.
Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 (далее - окружная избирательная комиссия) от 7 марта 2020 года N 04/02 кандидату в депутаты Любимову Л.С. направлено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты.
Любимов Л.С. обратился с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 от 7 марта 2020 года N 04/02 "Об извещении кандидата в депутаты Любимова Леонида Сергеевича, о недостатках в документах, предоставленных в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу N2" (далее также - решение от 7 марта 2020 года N 04/02), мотивируя тем, что данное решение не содержит сведений о конкретных недостатках и нарушениях законодательства Российской Федерации и Пермского края, носит образный характер.
Решением Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Любимов Л.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права. Заявитель жалобы указал, что административный ответчик не исполнил требования пункта 3 статьи 20 и пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, что не позволило ему исправить недостатки в оформлении документов и повлекло незаконное принятие решения от 11 марта 2020 года об отказе в регистрации кандидата.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу N 2 представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N2 регулируются также Законом Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК).
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 3 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК предусмотрено, что при выявлении отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Согласно пункту 4.6. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов, кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов предоставляет возможность кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2020 года в окружную избирательную комиссию Любимовым Л.С. были поданы документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2.
2 марта 2020 года от Любимова Л.С. были приняты следующие документы: первый финансовый отчет и справка ПАО Сбербанк об открытии счета.
2 марта 2020 года в адрес окружной избирательной комиссии поступили сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
6 марта 2020 года Любимов Л.С. представил в окружную избирательную комиссию справку о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года N 04/02 кандидату в депутаты Любимову Л.С. направлено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты, в котором указано о несоблюдении Любимовым Л.С. требований статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статей 28, 29, 32, 52, 57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК к оформлению и представлению документов.
В приложении к решению окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года N 04/02 приведен Перечень недостатков, согласно которому:
- "Сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах" (далее - Сведения о размере и об источниках доходов кандидата) представлены и оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, требований Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК;
- "Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей" (далее - Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации) и "Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка" (далее - Сведения о своих расходах по каждой сделке по приобретению) необходимые в соответствии с Законом Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата отсутствуют среди документов, представленных для уведомления и регистрации кандидата;
- "Первый финансовый отчет" представлен и оформлен с нарушением требований Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК.
9 марта 2020 года административный истец представил в окружную избирательную комиссию уточненный первый финансовый отчет кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами и справку о своих расходах по каждой сделке по приобретению.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции учел положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края и пришел к правильным выводам об уведомительном характере решения административного ответчика от 7 марта 2020 года N 04/02, а также о том, что предложение кандидату Любимову Л.С. представить уточнения и дополнения к документам не является нарушением избирательного законодательства и не может служить основанием для признания решения незаконным.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, представленный Любимовым Л.С. пакет документов на дату принятия окружной избирательной комиссий решения от 7 марта 2020 года не соответствовал требованиям избирательного законодательства, а именно не было представлено документа "Сведения о своих расходах по каждой сделке по приобретению", а представленный Первый финансовый отчет в нарушение Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной постановлением избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 года N 193/19-2, не содержал необходимого раздела "Учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда", в связи с чем извещение о неполноте представленных кандидатом сведений в указанной части верно признано судом обоснованным.
Оспариваемое решение в части указания на отсутствие среди представленных документов "Сведений о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации" суд правомерно признал необоснованным, поскольку 6 марта 2020 года Любимовым Л.С. была представлена вышеназванная справка.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нельзя признать обоснованным решение окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года в части указания на недостаток в "Сведениях о размере и об источниках доходах кандидата", поскольку не указано, какой конкретно недостаток имеется в предоставленных им Сведениях.
Согласно позиции административного ответчика в суде первой инстанции, недостаток в "Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата" заключался в отсутствии указания адреса банка. Однако, материалами дела подтверждено, что 2 марта 2020 года Любимов Л.С. представил в окружную избирательную комиссию справку, выданную Пермским отделением Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк от 28 февраля 2020 года о реквизитах открытого ему специального избирательного счета, где на бланке указан адрес ПАО Сбербанк.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года N 04/02, поскольку иные документы, обозначенные в названном решении, не отвечали требованиям избирательного законодательства либо вовсе отсутствовали.
Указанные обстоятельства установлены судом правильно. Действия окружной избирательной комиссии соответствовали требованиям законодательства о выборах, а административным истцом не в полной мере были соблюдены требования положений статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и статьи 28 Закона Пермского края N 766-ПК при предоставлении необходимых документов в избирательную комиссию.
Доводы апелляционной жалобы о том, административным ответчиком было вынесено немотивированное решение, чем нарушено избирательное законодательство, обязывающее комиссию к составлению мотивированных решений и доведению их содержания до участников избирательного процесса, не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного решения, поскольку материалами дела подтверждается, что после получения решения окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года, Любимов Л.С. устранял выявленные недостатки, что свидетельствует о том, что ему была понятна суть нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные в приложении оспариваемого решения сведения о конкретных документах с указанием на наличие в них недостатков в оформлении либо на их отсутствие, в совокупности с приведенными сведениями в самом тексте решения о нарушении стати 233 Федерального закона N 67-ФЗ и статей 28, 29, 32, 52, 57 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", в полной мере отвечает требования части 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Материалы административного дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Любимова Леонида Сергеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.