Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах акционерного общества "Татэнерго", на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21 марта 2019 года N 81, решение судьи Вахитовского районного суда от 3 июля 2019 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Татэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, акционерное общество "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении АО "Татэнерго" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
На основании статьи 35 Закона об охране окружающей среды, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ) обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из обжалуемых актов, АО "Татэнерго" вменяется в вину нарушение приведенных норм Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выразившееся в несоответствии отчетов о проводимых мероприятиях в периоды наступления НМУ, представляемых в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан с первичными данными в журнале "Регистрации предупреждений (оповещения) о НМУ", а также в не обеспечении представления полной и достоверной информации содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:
- в заявлении о постановке на государственный учет Казанская ТЭЦ-1 было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.П7.94.16.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 11 290, 997 т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 12 579, 437 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Казанская ТЭЦ-2 было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.07.224.14.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 8 848, 923 8т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 1685, 437 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Набережночелнинская ТЭЦ было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.10.93.16.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 34 436, 184т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 3768, 016 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Заинская ГРЭС было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.31.95.16.59. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 48 538, 274 т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 8 526, 8648 т/г.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо Управления Росприроднадзора по "адрес" и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях АО "Татэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с таким выводом должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что планы мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ филиалов АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2, Заинская ГРЭС, Набережночелнинская ТЭЦ разработаны и согласованы с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. В филиалах АО "Татэнерго" изданы приказы и назначены ответственные за проведение мероприятий по сокращению выбросов при НМУ, предоставлению соответствующих отчетов по НМУ. Приказы также утверждают алгоритм действий персонала при получении прогнозов НМУ, а именно: начальник смены станции фиксирует текст сообщения в журнале "Регистрация предупреждений (оповещений) о НМУ", передает информацию начальникам смен цехов, которые непосредственно ответственны за выполнение мероприятий. В цехах проводятся работы согласно плану мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ, разработанному для каждого филиала и согласованному Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Для подтверждения результативности выполненных мероприятий, режимной группой филиала согласно "План-графику контроля на источниках выбросов в период НМУ" проводятся замеры и расчеты выбросов загрязняющих веществ до наступления НМУ и после выполненных мероприятий. По результатам выполненных работ составляется отчет о проведении мероприятий в период НМУ и посылается в Управление Росприроднадзора по "адрес".
В ходе производства по настоящему делу представитель АО "Татэнерго" настаивал на том, что действующим законодательством не предусмотрено требование о составлении отчётов о проводимых мероприятиях первичным данным в журнале "Регистрации предупреждений (оповещения) о НМУ".
Однако надлежащая правовая оценка этим доводам не дана.
Необходимо отметить, что форма журнала регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ утверждена РД 5 ДД.ММ.ГГГГ-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", форма и содержание отчета действующим законодательством не установлена, нормативный правовой акт, регулирующий формирование отчета отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что журналы регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ в АО "Татэнерго" ведутся в соответствии с утвержденной формой.
Как видно из материалов дела, при постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду АО "Татэнерго" предоставлена вся необходимая информация, которая должна содержаться в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно действующему законодательству.
Согласно статье 69.2 Закона об охране окружающей среды постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки. Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с утвержденной формой заявки: в п. 2 "Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов" раздела II требуется указывать фактическую массу или объем выбросов загрязняющего вещества, т/год, а не из разрешительной документации; в п. 2 "Сведения о разрешениях о воздействии на окружающую среду" раздела III в сведениях о разрешении на выброс указываются реквизиты, орган выдавший и срок действия документа. Информация о количестве выбросов, указанных в разрешениях формой заявки не предусмотрена.
Таким образом, при постановке на учет указываются сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух на момент представления заявки.
В ходе производства по настоящему делу представитель АО "Татэнерго" настаивал на том, что все объекты негативного воздействия АО "Татэнерго" были поставлены на учет в декабре 2016 года (заявки направлены в Управление Росприроднадзора по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ исх. N). В заявках указаны фактические выбросы на момент подачи заявки и сведения о разрешениях на выбросы (реквизиты, орган выдавший разрешение, срок действия), действовавших на момент ее подачи, а именно: КТЭЦ-1: разрешение от ДД.ММ.ГГГГ N В.П7.94.16.60 сроком до ДД.ММ.ГГГГ, выдано Управлением Росприроднадзора по "адрес"; КТЭЦ-2: разрешение от ДД.ММ.ГГГГ N В.07.224.14.60 сроком до ДД.ММ.ГГГГ, выдано Управлением Росприроднадзора по "адрес"; НЧТЭЦ: разрешение от ДД.ММ.ГГГГ N В.10.93.16.60 сроком до ДД.ММ.ГГГГ, выдано Управлением Росприроднадзора по "адрес"; ЗГРЭС: разрешение от ДД.ММ.ГГГГ N В.31.95.16.59 сроком до ДД.ММ.ГГГГ, выдано Управлением Росприроднадзора по "адрес".
По результатам рассмотрения заявок Управлением Росприроднадзора по "адрес" объекты поставлены на государственный учет, выданы свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: N
В соответствии с пунктом 26 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносятся территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в государственный реестр ежегодно, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным на основании сведений, содержащихся в представляемых в установленном порядке юридическими лицами, отчетах об организации и о результатах осуществления ПЭК.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении указанным доводам должная оценка не дана.
Анализ приведенных выше нормативных положений применительно к установленным в ходе производства по делу конкретным обстоятельствам позволяет прийти к выводу о том, что выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях АО "Татэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, решение судьи Вахитовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении акционерного общества "Татэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах акционерного общества "Татэнерго", удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, решение судьи Вахитовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении акционерного общества "Татэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.