Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу защитника Уразбаева Р.Ш. (далее - защитник Уразбаев Р.Ш.), действующего на основании доверенности в интересах муниципального бюджетного учреждения "Служба по благоустройству Ленинского района" г. Уфы Республики Башкортостан (далее - МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфа), на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г., вынесенное в отношении МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 июля 2019 г. МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г. это постановление мирового судьи изменено - наказание назначенное МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы административное снижено до 100000 рублей. В остальной части это постановление оставлено без изменения, а жалоба представителя этого МБУ без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Уразбаев Р.Ш. просит отменить названное решение судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности, производство в отношении МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы по данному делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов этого дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе защитника Уразбаева Р.Ш, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 11, 13 и 14 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, судьями двух судебных инстанций установлено, что МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы не уплатило штраф за административное правонарушение, предусмотренное статьёй 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) в размере 100000 рублей по постановлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор), в установленный законом срок, до 17 мая 2019 г.
По оценке названного мирового судьи МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы, имея возможность в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от неё меры по их соблюдению. В связи с этим постановлением этого мирового судьи от 9 июля 2019 г. МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25. названного Кодекса, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Указанным решением судьи районного суда это постановление мирового судьи изменено, но только в части наказания, оно снижено до 100000 рублей.
Однако, признать это обжалуемое решение судьи районного суда законным не представляется возможным в связи со следующим.
В силу положений части 2 статьи 118 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусматривает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
В соответствии со статьёй 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как видно из положений статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Изучение материалов данного административного дела показывает, что в нём не содержится сведений о надлежащем извещении МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы - юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте проведения судебного разбирательства в названном районном суде. Из отчёта сайта Почты России видно, что судебная повестка о вызове в этот районный суд на судебное заседание 3 сентября 2019 г, к 11 часам 30 минутам, почтальоном вручена МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы 4 сентября 2019 г, в 13 часов 18 минут.
При таких обстоятельствах порядок рассмотрения дела об административном правонарушении районным судьей не соблюдён, дело рассмотрено без участия законного представителя или защитника МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы, при отсутствии сведений у судьи районного суда о том, что это муниципальное учреждение надлежащим образом извещено о рассмотрении апелляционной жалобы этого муниципального учреждения на указанное выше постановление мирового судьи.
Это свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, что повлекло нарушение вышеизложенных прав последнего.
В этой связи следует прийти к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении названным судьёй районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьёй 30.6 КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть апелляционную жалобу по данному делу.
Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поэтому решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г, вынесенное в отношении МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ подлежит отмене с направлением этого дела на новое судебное рассмотрение в этот районный суд.
При этом законность и обоснованность постановления мирового судьи по этому делу не подлежит рассмотрению по существу кассационным судом по следующим основаниям. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Решение судьи районного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9. этого Кодекса в вышестоящий суд. В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19. названного Кодекса.
По этим основаниям законность и обоснованность вышеназванного постановления мирового судьи не могут быть проверены в Шестом кассационном суде общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
В связи с этим проверка законности и обоснованности этого постановления мирового судьи судом кассационной инстанции подлежит оставлению без рассмотрения по существу, так как доводы жалобы о несогласии с указанным судебным актом должны являться предметом проверки судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан при рассмотрении этой жалобы, в том числе и сроки давности привлечения МБУ "СПБ" Ленинского района г. Уфы к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Уразбаева Р.Ш, действующего на основании доверенности в интересах муниципального бюджетного учреждения "Служба по благоустройству Ленинского района" г. Уфы Республики Башкортостан, удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения "Служба по благоустройству Ленинского района" г. Уфы Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного учреждения "Служба по благоустройству Ленинского района" г. Уфы Республики Башкортостан возвратить в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан на стадию выполнения требований, предусмотренных статьёй 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу защитника Уразбаева Р.Ш. в части несогласия с постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 июля 2019 г. по этому делу оставить без рассмотрения по существу.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.