Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Степанова А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 9 января 2020 года и решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова А.С, , установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 9 января 2020 года Степанов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года постановление мирового судьи от 9 января 2020 года изменено, действия Степанова А.С. переквалифицированы с части 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 4 статьи 12.15 названного Кодекса и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 (четыре) месяца.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Степанов А.С. просит судебные акты изменить, поскольку назначенное наказание является чрезмерно суровым, немотивированным в части лишения права управления транспортным средством.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия водителя, связанные с нарушением требований Правил дорожного движения Российской Федерации, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 Правил), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непосредственно такие требования Правил дорожного движения Российской Федерации установлены, в частности, пунктом 11.4 Правил, согласно которому запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Правил дорожного движения).
Как следует из материалов дела 14 октября 2019 года в 07 часов 04 минуты на "адрес" Степанов А.С. управляя транспортным средством "данные изъяты" государственный регистрационный знак N совершил обгон транспортного средства с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, пересек сплошную линию дорожной разметки 1.1 в зоне действия дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен".
Виновность в совершении административного правонарушения при вышеуказанных обстоятельствах Степановым А.С. не оспаривается и подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; схемой места совершения административного правонарушения; рапортом; фотоматериалом и другими материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что постановление должностного лица от 18 апреля 2019 года N 18810316191997563166 отменено решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года за недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о переквалификации действий Степанова А.С. на часть 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на 4 месяца.
Выражая несогласие с судебными актами заявитель в жалобе указывает, что не является злостным нарушителем правил дорожного движения, грубых нарушений указанных правил им допущено не было, никогда не был виновником дорожно-транспортных происшествий, полагает, что назначенное наказание является чрезмерно суровым. Назначение наказания в виде лишения права управления транспортным средством не мотивировано.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 2 стать 4.1 вышеуказанного Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1), в целях защиты конституционных ценностей, предусмотренных в статье 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Так, в положениях статьи 4.1 названного Кодекса федеральный законодатель закрепил принцип строгого индивидуального подхода к назначению наказания, имея в виду, что только справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей административного наказания.
Виды административного наказания в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях расположены в определенной последовательности от менее строгого к более строгому.
В соответствии с общими началами назначения наказания, более строгий вид наказания, из числа предусмотренных за совершенное правонарушение, назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей, предусмотренных в статьей 3.1 названного Кодекса.
Данный порядок назначения наказаний является важной гарантией реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.
Из решения судьи следует, что при переквалификации действий заявителя и назначении административного наказания суд учитывал личность заявителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Вместе с тем судьей не указано, какие обстоятельства, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывались при назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
При этом оспариваемое решение судьи районного суда не содержит выводов о грубом или систематическом нарушении Степановым А.С. порядка пользования специальным правом.
Между тем судья пришел к выводу об избрании наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако необходимость назначения наказания в виде лишения права управления транспортным средством, в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 29.10 названного Кодекса, не мотивирована.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Выводов о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не обеспечит достижение целей административного наказания решение судьи не содержит.
Принимая во внимание положения названных норм, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для изменения вида назначенного Степанову А.С. наказания с лишения права управления транспортным средством на штраф.
Данный вид наказания будет являться достаточным для целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
При таких обстоятельствах административное наказание, подлежит изменению путем замены наказания с лишения права управления транспортным средством на административный штраф.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 9 января 2020 года и решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова А.С. изменить.
Назначенное Степанову А.С. наказание по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде лишения права управления транспортными средствами изменить на наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.