Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курунтяевой О.Д, судей Борченко Д.Ю, Сергеевой Т.Ю, при секретаре Ермаковой А.С, с участием прокурора Ганиной Т.Н, защитника адвоката Писарева Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В, кассационную жалобу осужденного Баженова В.В. на приговор Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 6 августа 2019 года.
По приговору Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 6 августа 2019 года
Баженов В.В, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес" "адрес", "данные изъяты", осужден:
по ч. 2 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года;
на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 9 июля 2018 года;
на основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору от 9 июля 2018 года окончательно к лишению свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима;
срок отбывания наказания исчислен с 6 августа 2019 года;
на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с 11 июня 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима;
разрешена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Заслушав доклад судьи Сергеевой Т.Ю, выступления прокурора Ганиной Т.Н, поддержавшей доводы кассационного представления и
возражавшей по доводам кассационной жалобы, защитника Писарева Р.А, полагавшего, что приговор подлежит изменению только по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Баженов признан виновным в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотических веществ, в крупном размере.
Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Удмуртской Республики Токарев, не оспаривая обоснованность осуждения и квалификацию содеянного, просил приговор отменить в части применения положений п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, материалы уголовного дела направить на новое рассмотрение в порядке ст. ст. 396-399 УПК РФ, мотивировав тем, что суд необоснованно зачел в срок лишения свободы время содержания Баженова под стражей из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, не приняв во внимание положения ч. 3.2 ст. 72 УК РФ.
В кассационной жалобе осужденный Баженов просил приговор изменить, снизить размер назначенного наказания, мотивировав тем, что в мотивировочной части приговора суд указал ряд обстоятельств, смягчающих наказание, но не отразил их в резолютивной части.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Осужденный Баженов вину в совершении преступления в ходе судебного заседания признал полностью.
Суд убедился, что предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 314 УПК РФ условия соблюдены, обоснованно удовлетворил ходатайство Баженова и постановилприговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке. Оснований для прекращения особого порядка судебного разбирательства и для назначения рассмотрения уголовного дела в общем порядке не имелось.
Действия Баженова правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 228 УК
РФ.
Доказанность вины осужденного и правильность юридической квалификации содеянного в кассационных представлении и жалобе не оспорены.
Правила подсудности, пределы судебного разбирательства, предусмотренные ст. 32 УПК РФ и ст. 252 УПК РФ, процедура судопроизводства судом соблюдены.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением уголовно - процессуального закона, объективно и с достаточной полнотой, в условиях состязательности и равноправия сторон в соответствии с требованиями ст. 15 УПК РФ. Нарушения права осужденного на защиту не допущено.
Обстоятельства, которые в силу ст. 73 УПК РФ подлежали доказыванию, в том числе, время, место, способ совершения преступления, форма вины, мотив, цель и последствия преступления, установлены верно.
Обвинительный приговор постановлен с соблюдением требований ст. ст. 296 и 297 УПК РФ, предъявляемым к его форме и содержанию, соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 55 от 29 ноября 2016 года "О судебном приговоре". Решения по всем вопросам, подлежащим разрешению в порядке ст. 299 УПК РФ, мотивированы и основаны на правильном применении закона.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, при рассмотрении судом уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, по делу не допущено.
При назначении наказания суд строго руководствовался требованиями ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, при этом в полной мере учел все установленные данные о личности осужденного, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, наличие смягчающих, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Выводы суда первой инстанции о назначении наказания без положений ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 73 УК РФ, но по правилам ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ основаны на правильном применении уголовного закона, достаточно полно мотивированы, соответствуют разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 58 от 22 декабря 2015 года "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
Вид и размер назначенного наказания соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения, личности осужденного, положениям ч. 1 ст. 56 УК РФ, принципу справедливости и целям наказания.
Нарушений положений п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ при назначении вида исправительного учреждения не допущено.
Резолютивная часть приговора соответствует положениям ст. 308 УПК РФ. Перечисление в ней обстоятельств, признанных смягчающими наказание, законом не предусмотрено. Доводы кассационной жалобы об этом не обоснованы.
Вместе с тем, согласно ст. 72 УК РФ, ст. 308 УПК РФ зачету в срок отбытия наказания подлежит время, в течение которого лицо было задержано, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.
Разрешая вопрос о зачете времени содержания под стражей до вступления приговора в законную силу, суд применил положения п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) и произвел указанный зачет из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, оставив без внимания, что в силу ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей осужденных за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 228 УК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день вне зависимости от вида исправительной колонии.
Положения п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N186-ФЗ) применению в отношении Баженова не подлежали.
Суд необоснованно применил льготные условия зачета времени содержания под стражей, что повлекло незаконное сокращение назначенного срока лишения свободы, явилось существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
При таких обстоятельствах приговор в части зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем судебное решение в этой части подлежит отмене с передачей на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 396-399 УПК РФ.
Кроме того, учитывая положения ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ о зачете в срок лишения свободы времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу, началом срока отбывания наказания признается день вступления приговора в законную силу.
Согласно справке от 8 октября 2019 года приговор вступил в законную силу 20 августа 2019 года. Несмотря на этом срок отбывания наказания осужденному исчислен с 6 августа 2019 года, тогда как должен быть с 20 августа 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 6 августа 2019 года в отношении Баженов В.В. в части зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей с 11 июня 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима отменить.
Материалы уголовного дела в этой части направить на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 396-399 УПК РФ.
приговор Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 6 августа 2019 года в отношении Баженова В.В. в части исчисления даты отбывания наказания изменить:
срок отбывания наказания исчислять с 20 августа 2019 года.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационное представление прокурора удовлетворить.
Кассационную жалобу осужденного оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.