Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Карякина Е.А. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов ФИО1 и ФИО3 на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года по административному делу N 2а-348/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и ФИО3 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании действий по социальной выплате по государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в части расчёта суммы социальной выплаты незаконными, и о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Ляпина Н.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 и ФИО3 (далее - административные истцы) с 2013 года состоят на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на основании государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
В декабре 2016 года ими с использованием средств ипотечного кредитования приобретена квартира общей площадью 38 кв. м, расположенная по адресу: "адрес", которая ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в собственность ФИО1
18 апреля 2019 года администрацией Ибресинского района Чувашской Республики (далее - административный ответчик) ФИО3 и ФИО1 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Чувашской Республики в размере 315 000 рублей, рассчитанной исходя из состава семьи два человека, размера общей площади жилого помещения 42 кв. м и 30 процентов расчётной (средней) стоимости жилья.
Полагая, что в связи с рождением у них в 2017 году дочери ФИО2 размер социальной выплаты должен быть рассчитан исходя из состава семьи три человека, размера общей площади жилого помещения по 18 кв. м на одного человека, и составлять 472 500 рублей, административные истцы обратились в Ибресинский районный суд Чувашской Республики с уточнённым административным исковым заявлением к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным расчёта суммы социальной выплаты в размере 315 000 рублей исходя из состава семьи два человека и возложении обязанностей рассчитать сумму социальной выплаты исходя из состава семьи три человека, размера общей площади жилого помещения по 18 кв. м на одного человека и 35 процентов расчётной (средней) стоимости жилья, дополнительно выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 157 500 рублей (с учётом ранее выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 315 000 рублей), а также взыскании понесённых расходов по оплате государственной пошлины.
Ибресинский районный суд Чувашской Республики решением от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года, отказал в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суда первой инстанции 11 февраля 2020 года, административные истцы просят отменить названные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, взыскав с административного ответчика судебные расходы по делу в размере 600 рублей.
В обоснование этого ФИО1 и ФИО3, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждё ФИО4 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, указывают, что административный ответчик обязан произвести расчёт социальной выплаты исходя из фактического состава семьи, то есть трёх человек, и размера общей площади жилого помещения по 18 кв. м на одного человека. Данные расчёт, по их мнению, не противоречит пункту 38 вышеуказанных Правил, в соответствии с которым в случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, общая площадь приобретаемого жилого помещения на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 2013 году ФИО3 и ФИО1 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в число участников программы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Постановлением администрации Ибресинского городского поселения от 7 июня 2018 года N ФИО1 с составом семьи три человека (ФИО1, супруг ФИО3, дочь ФИО2) восстановлены в очереди по государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" с 27 декабря 2013 года.
Из копии кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что между ПАО "Сбербанк России" и ФИО1, ФИО3 (созаёмщики) заключен договор, по которому кредитор предоставил, а созаёмщики на условиях солидарной ответственности обязались уплатить кредит "Приобретение готового жилья" в сумме N рублей, процентная ставка 12 % годовых, срок возврата - по истечении 240 месяцев с даты фактического предоставления кредита. Цель использования кредита - приобретение квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 4 - 6).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11 ноября 2016 года правообладателем квартиры общей площадью 38 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", является ФИО1 (л.д. 7).
Из свидетельства о рождении серии II-РЛ N следует, что 24 февраля 2017 года у административных истцов ФИО3 и ФИО1 родилась дочь ФИО2 (л.д. 9).
16 апреля 2019 года ФИО1 обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты с указанием на то, что социальную выплату направит на погашение долга по кредитному договору, предоставив необходимый пакет документов.
Согласно пункту 101 списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году по Ибресинскому району Чувашской Республики семья ФИО8 с составом семьи два человека (ФИО3 и ФИО1) являются претендентами на получение выплаты в размере 315 000 рублей, составляющей 30 процентов расчётной стоимости жилья в сумме 1 050 000 рублей (25 000 руб. х 42 кв. м) (л.д. 68 - 74).
18 апреля 2019 года Администрацией Ибресинского района Чувашской Республики административным истцам выдано свидетельство серии 2019 N на получение социальной выплаты в размере 315 000 рублей исходя из состава семьи два человека (супруг ФИО3 и супруга ФИО1) (л.д. 8).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что административным ответчиком размер социальной выплаты определён верно, без нарушений действующего законодательства.
Соглашаясь с этим, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.
Во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве её составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Указанные Правила (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) определяют круг целей, на которые могут быть направлены социальные выплаты, предоставляемые в рамках подпрограммы.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил социальные выплаты используются, в частности, на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Размер и порядок расчёта социальной выплаты, как верно отражено в обжалуемых судебных актах, установлены пунктами 10 - 17 вышеуказанных Правил.
При этом пунктом 38 Правил предусмотрено ограничение, согласно которому в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчёте на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
По делу установлено, что на дату государственной регистрации 11 ноября 2016 года права собственности на "адрес", общей площадью 38 кв. м, семья административных истцов состояла из двух человек и на каждого члена семьи приходилось по 19 кв. м, что превышало учётную норму площади жилого помещения в размере 14, 5 кв. м, установленную постановлением главы администрации города Чебоксары от 15 апреля 2005 года N.
В связи с тем, что площадь приобретённой квартиры составляет 38 кв. м и на дату государственной регистрации права на неё семья административных истцов состояла из двух человек, органом местного самоуправления правомерно определена социальная выплата, предоставленная для целей, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 Правил, в размере 315 000 рублей.
Доводы административных истцов, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведённым в апелляционном определении.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов ФИО1 и ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.