Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Арзамасовой Л.В, Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гильфановой Юлианы Юрисовны, Гильфанова Равиля Рамилевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17.07.2019 по гражданскому делу по иску Гильфановой Юлианы Юрисовны, Гильфанова Равиля Рамилевича к Администрации Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании распоряжения незаконным, восстановить в списке граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей, заслушав доклад судьи Балакиревой Е.М, объяснения истцов, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гильфанова Ю.Ю, Гильфанов Р.Р. обратились в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения N 587 МО Октябрьского района г. Уфы от 22.05.2018 об исключении из списка истцов на получение социальной выплаты; обязании восстановить истцов, а также членов семьи Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р. в программе участников основного мероприятия "Обеспечение жилье молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей"; обязании администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа включить в список претендентов на получение социальной выплаты на 2019 г. Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22.04.2019 исковые требования к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан N587 от 22.05.2018 в части исключения Гильфановой Юлианы Юрисовны, Гильфанова Равиля Рамилевича из списка граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Суд обязал Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан восстановить Гильфанову Юлиану Юрисовну, Гильфанова Равиля Рамилевича и членов их семьи: Гильфанову Камилу Равилевну, Гильфанову Арину Равилевну, Гильфанова Алима Равилевича в качестве нуждающихся в списке граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17.07.2019 решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22.04.2019 отменено в части удовлетворенных исковых требований, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22.04.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истцами ставится вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявители указали, что судом апелляционной инстанции не учтено, что с момента рождения третьего ребенка семья Гильфановых должна была встать в первую очередь в списки претендентов на получение социальной выплаты, что ответчиком сделано не было. Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2019 года К214590-0Г/О5 следует что, заявка Республики Башкортостан о финансировании в 2018 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" представлена 21 июня 2017 года в нарушении срока, установленного приказом Минстроя России, ввиду чего данная заявка не была учтена при распределении средств федерального бюджета и денежные средства не были представлены. Кроме того данные программы вправе финансироваться и из средств бюджетов субъектов РФ. Истцы полагают, что у молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, чей возрастной ценз, ограничивающий участие в мероприятии, превысил 36 лет, сохраняется возможность получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках региональной программы за счет средств субъекта РФ. Следовательно, отсутствие бюджетного финансирования, не может повлечь для участников целевых программы негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, по вине государственных органов.
Истцы в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы поддержали и просили ее удовлетворить.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 19 августа 2005 г. Гильфанов Р.Р. и Зинатуллина Ю.Ю. заключили брак, жене присвоена фамилия Гильфанова. В браке родились трое детей: Гильфанова К.Р, 12.10.2005 г.рождения, Гильфанова А.Р, 09.04.2011 г.рождения, Гильфанов А.Р, 04.02.2016 г.рождения.
24 августа 2012 г. Гильфанова Ю.Ю. обратилась в администрацию Октябрьского района с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы для получения субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения и создания объекта индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением главы администрации Октябрьского района от 30 августа 2012 года N 865 истцы признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в список граждан-заявителей на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.
Согласно сообщению Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 17 декабря 2018 г. N 16-07/4076 в сформированный администрацией список молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем, и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальные выплаты в 2018 г, семья Гильфановых с 24 августа 2012 г. включена под N22.
Распоряжением главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N 587 семья истцов исключена из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы в связи с превышения возраста 35 лет одного из супругов.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами истцы обратились в суд с вышеназванным иском.
Удовлетворяя частично исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 2, статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и включающей в себя основное мероприятие "Обеспечение жильём молодых семей", пришел к выводу о том, что на момент формирования списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей" семья истца соответствовала критериям участников указанного основного мероприятия, а возможность исключения граждан из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет законодательством не предусмотрена.
С этими выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что на день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре) списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям, что и послужило основанием для исключения из списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании распоряжения главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N 587 незаконным и возложении обязанности на администрации по восстановлению в списках граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи".
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного постановления апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 с 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, в том числе, является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 указанных Правил, в частности - возраст каждого из родителей не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Согласно пункту 27 Правил после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учётом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131, условиями которой предусмотрено, что молодая семья исключается из основного мероприятия в случае превышения возраста 35 лет одним из супругов до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Поскольку бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств. При этом как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" наличие определенного возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям в связи с достижения одним из супругов возраста свыше 35 лет, в связи с чем администрацией обоснованно проведена актуализация списка молодых семей - претендентов на получение в планируемом 2018 г. социальных выплат, по результатам которой семья Гильфановых исключена из числа участников основного мероприятия и из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, о чём свидетельствует распоряжение главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N 587.
Доводы истцов о том, что несвоевременное совершение Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре действий по подаче заявки об участии в 2018 г. Республики Башкортостан в подпрограмме и, как следствие, отказ в предоставлении субъекту субсидий из бюджета Российской Федерации, а также по утверждению сводного списка молодых семей-участников мероприятия, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку материально-правовые требования предъявлены к участникам правоотношений, к компетенции которых не отнесены указанные вопросы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части правомерно отменено апелляционной инстанцией с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Гильфановой Юлианы Юрисовны, Гильфанова Равиля Рамилевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи Л.В. Арзамасова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.