Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Кедриной О.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хаджабековой О.В. к администрации городского округа "город Дербент" о внесении изменений в порядковый номер очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе представителя истицы Хаджабековой О.В. - Кудратова М.И, действующего на основании доверенности, на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года и на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хаджабекова О.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "город Дербент" о внесении изменений в порядковый номер очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором ставится вопрос об обязании ответчика внести коррективы в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отделе по учету и распределения жилья администрации городско округа "город Дербент", исключив ее из общего списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером N 308 и поставив ее на учет в качестве нуждающейся в 2010 году на основании списка, поданного директором "Детского дома N 2" г. Дербента 1 декабря 2010 года за исх. N 75.
В обоснование иска Хаджабековой О.В. указано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации городско округа "город Дербент" от 31 октября 2016 года N 551 она принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в очередь "Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На данный момент в общем списке она значится под номером N 308. Хаджабекова О.В. считает, что она должна быть поставлена на жилищный учет в 2010 году на основании списка, поданного директором "Детского дома N2" г. Дербента от 1 декабря 2010 года N 75.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Хаджабековой О.В. отказано.
В кассационной жалобе представителем Хаджабековой О.В. - Кудратовым М.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами обеих инстанций не были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года N 161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Хаджабекова О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей " "данные изъяты"" и находилась на полном государственном обеспечении с 28 августа 2009 года по 1 сентября 2014 года.
С заявлением о принятии на учет Хаджабекова О.В. впервые обратилась в 2016 году.
Постановлением главы администрации г. Дербент N 551 от 31 октября 2016 года Хаджабекова О.В. поставлена на учет на получение жилого помещения и включена в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером N 308.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика возникает обязанность по предоставлению жилого помещения с момента обращения в администрацию г. Дербент со всеми необходимыми документами и включения лица, в данном случае Хаджабековой О.В, в списки на получение жилья.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с его выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что указанные судебные постановления приняты без нарушений норм материального и процессуального права и соглашается с ним по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (деле - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона N159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Из анализа вышеприведенных положение действующего законодательства следует, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, именно с момента обращения со всеми необходимыми документами у администрации городского округа "город Дербент" возникает обязанность по включению истицы в список по предоставлению жилого помещения.
С момент обращения постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 31 октября 2016 года N 551 Хаджабекова О.В. поставлена на учет на получение жилого помещения и включена в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Бесспорных доказательств раннего обращения с указанным заявлением в администрацию городского округа "город Дербент" истицей не представлено.
При этом ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные постановления приняты в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны нижестоящих судов по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом доводы кассационной жалобы выводов суда первой и апелляционной инстанций не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, в связи с чем основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений явиться не могут.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истицы Хаджабековой О.В. - Кудратова М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Кедрина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.