Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Чечина А.М. (далее - Чечин А.М.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 14 октября 2019 года, решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Чечина А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 14 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 ноября 2019 года, Чечин А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 10 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Чечин А.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В доводах жалобы указывает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку транспортным средством в момент выявления административного правонарушения не управлял. Полагает, что имеющиеся в материалах дела процессуальные документы являются недопустимыми доказательствами по делу. Указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права ему не разъяснены. Ссылается, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование отсутствует указание об отказе от его прохождения. Полагает, что у сотрудника ГИБДД не имелось достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чечина А.М. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Как усматривается из материалов дела, 31 мая 2019 года в 15 часов 40 минут у дома N 3 по улице К.Маркса города Шебекино Белгородской области, водитель Чечин А.М. управлял транспортным средством "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", с признаками опьянения: резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке, указанных в пункте 3 Правил.
В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Чечину А.М. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого он отказался.
Согласно пункту 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанных Правил, Чечин А.М. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Чечину А.М. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством, проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения) осуществлялась видеозапись.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 31 БА 129531 от 31 мая 2019 года, в котором Чечин А.М. собственноручно указал, что с правонарушением согласен (л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством 31 БД 183517 от 31 мая 2019 года (л.д. 3); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 31 БР 106404 от 31 мая 2019 года (л.д. 4); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения 31 БЕ N 220235 от 31 мая 2019 года (л.д. 5); протоколом о задержании транспортного средства 31 БЗ 188521 от 31 мая 2019 года (л.д. 6); видеозаписью и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения 31 БЕ N 220235 от 31 мая 2019 года следует, что должностным лицом ГИБДД Чечин А.М. при осуществлении видеозаписи был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным пунктом 10 Правил, от прохождения которого он отказался.
Отказ Чечина А.М. зафиксирован в названном протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, где он собственноручно написал: "от прохождения освидетельствования отказался" и расписался в соответствующих графах, что удостоверено подписями должностного лица и видеозаписью (л.д. 5).
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Чечина А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколы об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, со стороны Чечина А.М. каких-либо замечаний или дополнений не зафиксировано. Основания для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами отсутствуют, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, составлены уполномоченными лицами.
Утверждение о том, что Чечин А.М. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не управлял транспортным средством, не нашло своего подтверждения в ходе производства по делу и опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы жалобы Чечина А.М. о том, что ему не разъяснялись процессуальные права, не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела. Из материалов дела усматривается, что Чечин А.М. присутствовал при составлении процессуальных документов. При составлении протокола об административном правонарушении Чечину А.М. были разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем имеется его подпись в соответствующей графе протокола, и подтверждено видеозаписью. Каких-либо возражений, замечаний, относительно сведений, указанных в процессуальных документах лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указано не было.
Довод автора жалобы о том, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование имеются исправления, которые внесены в его отсутствие, является несостоятельным.
Из содержания протокола о направлении на медицинское освидетельствование 31 БЕ N 220235 от 31 мая 2019 года усматривается, что исправления внесены должностным лицом в отчестве Чечина А.М, на обратной стороне данного протокола Чечин А.М. собственноручно указал, что с исправлением ознакомлен и согласен, что подтверждается его подписью (л.д. 5 об.).
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Чечина А.М. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Административное наказание назначено Чечину А.М. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Чечина А.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 14 октября 2019 года, решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Чечина А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чечина А.М. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.